С начала действия федеральной программы «Доступная среда» власти стали активно адаптировать подземные переходы, переходы через ж/д мосты, основные магистрали, станции метро и ж/д платформы и вокзалы для удобства инвалидов. Много где вместо привычных пандусов стали появляться подъемники и лифты. Несмотря на направленность к приспособлению городской среды, очень часто возникают ситуации, когда по пандусам попросту невозможно подняться, а подъемники и лифты не работают. Давайте подробнее разбираться как же инвалиду отстоять свои права в подобных ситуациях.
Кто должен устанавливать пандусы, подъемники, лифты? Какие требования выдвигаются к подъемникам?
Согласно ст. 15 ФЗ №181 “О социальной защите инвалидов в РФ” для инвалидов обеспечиваются условия для беспрепятственного доступа к следующим объектам инфраструктуры:
- социальной;
- инженерной;
- транспортной;
- местам отдыха.
Кроме того, для инвалидов обеспечиваются условия для беспрепятственного пользования:
- железнодорожным транспортом;
- воздушным транспортом;
- водным транспортом;
- автомобильным транспортом;
- городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении.
Согласно норме закона, обязанность обеспечивать доступность и условия для беспрепятственного пользования возлагается на собственников, ими могут выступать:
- органы государственной власти субъектов;
- органы местного самоуправления;
- организации независимо от их организационно-правовых форм;
- операторы услуг при осуществлении своей основной деятельности.
Кто ответственный, на чьем балансе они находятся?
Все пешеходные переходы, которые возводятся должны в обязательном порядке соответствовать Международному стандарту “Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы” – ГОСТ 32944-2014
Сами подъемные платформы должны соответствовать Стандарту “Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения” – ГОСТ Р 56421-2015
Согласно данному стандарту:
Обслуживание платформы осуществляется оператором платформы одним из следующих способов:
а) осмотром, проверкой функционирования и управления одной конкретной платформы;
б) осмотром, проверкой функционирования и управления группы платформ методом обхода;
в) контролем за работой платформ, состоянием их оборудования, устройств и цепей безопасности и управлением платформами, подключенными к системе операторского обслуживания платформ с УАРМ:
- техническое обслуживание платформ и, при наличии, системы их операторского обслуживания платформ с УАРМ производят квалифицированным персоналом специализированной организации;
- периодическое или частичное технические освидетельствования платформы осуществляется аккредитованной, в установленном порядке испытательной лабораторией совместно со специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание этой платформы;
- периодическое техническое освидетельствование системы операторского обслуживания платформ с УАРМ производит специализированная организация, осуществляющая техническое обслуживание системы операторского обслуживания платформ и техническое обслуживание платформ, подключенных к этой системе;
- капитальный ремонт или модернизация платформы и (или) системы операторского обслуживания платформ с УАРМ производят квалифицированным персоналом специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание этого оборудования;
- круглосуточное аварийно-техническое обслуживание платформ и системы операторского обслуживания платформ с УАРМ производят квалифицированным персоналом специализированной организацией, осуществляющей их техническое обслуживание;
Кого вызывать если сломался подъемник? Куда жаловаться? Какие сроки починки?
В Москве существует специализированное учреждение по эксплуатации инженерных сооружений – ГБУ “Гормост” в оперативном управлении которой находятся в том числе подземные и надземных пешеходные переходы. Именно ГБУ “Гормост” является ответственной организацией, которая обслуживает пешеходные переходы и должна своевременно отслеживать исправность подъемников. При этом на обслуживание именно электроподъемников и лифтов “Гормост” может заключать дополнительные договора с иными организациями.
НО! В случае неисправности следует обратиться в Диспетчерскую ГБУ “Гормост” по телефону: 8 (495) 632-58-07
Локальный ремонт отдельных конструкций выполняется в течение 2-3 суток, текущий ремонт – в течение квартала. Работы капитального характера выполняются по проекту в соответствии с титулом.
Кроме того, Москве и Московской области созданы онлайн сервисы, куда можно отправить жалобу на пандус которым нельзя пользоваться, то есть по которому попросту невозможно подняться, на неработающий подъемник, на сломанный лифт. Внутри данных сервисов уже идет перераспределение вопросов и жалоб к ответственным органам власти.
Официальный портал мэра Москвы – Наш город
Официальный портал Правительства Московской области – Добродел
В случае, если ответы были даны, а результат получен не был следует писать жалобу в прокуратуру. Срок рассмотрения обращений граждан органами прокуратуры – 30 календарных дней.
В случае, если будет подтверждена информация из жалобы ответственное лицо не только обяжут починить подъемник или лифт, но и в случае необходимости переделать пандус, который не соответствует СП и СНиП. Помимо этого, ответственному лицу грозит штраф, в соответствии со ст.9.13 КоАП РФ
«Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей».
Полезные статьи с нашего сайта на связанные темы:
Что такое ситуационная помощь инвалиду
Право доступа к достопримечательностям: что нужно знать инвалидам
Паспорт доступности: что это такое и для чего нужен
Юридический материал готовят юристы с инвалидностью. Поддержи их!
Проект реализуется при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы