Правила и этапы проведения юридической консультации

1. Подготовка к юридической консультации

1.1. Подготовка юриста к юридической консультации

Любая юридическая консультация должна начинаться с подготовки как юриста, так и клиента.

Подготовка юриста

Перед встречей с клиентом у юриста должно быть подготовлено рабочее место, в том числе на столе должны отсутствовать какие-либо документы других клиентов, а также предметы, которые могут отвлекать от проведения юридической консультации.

Обстановка в кабинете юриста не должна содержать раздражающие элементы – звуки и запахи, т.е. не должна играть музыка или радио, в случае если окна офиса выходят на оживлённую трасу, то они должны быть закрыты.

В случае, если в зимнее время в офисе активно работают батареи или обогреватели, или же, в летнее время активно работает кондиционер – необходимо проветрить помещение для нормализации температуры. У клиента не должно быть чувство дискомфорта.

1.2. Подготовка клиента к юридической консультации

Клиент до юриста

Перед встречей с юристом, чтобы юридическая консультация была наиболее плодотворной, клиенту необходимо попытаться:

  1. восстановить хронологию событий
  2. взять на консультацию все документы так или иначе относящиеся к проблеме.

Не стоит опасаться, что какие-то документы окажутся лишними или каких-то документов не будет хватать – полный и окончательный список юрист сформулирует в процессе проведения юридической консультации.


Юридическая консультация должна проходить в комфортной и деловой обстановке – ничего не должно отвлекать и причинять дискомфорт.

1.3. Договорённость об оплате юридической консультации

После знакомства необходимо уточнить у клиента, знает ли он сколько стоит юридическая консультация, в случае если она проводится на платной основе.

В случае, если клиент претендует на получение личной и полной бесплатной юридической консультации, необходимо попросить его предоставить информацию об основаниях предоставления такой услуги.


При юридической консультации не должно быть сюрпризов – если консультация платная, то клиент должен знать её стоимость.

2. Первичный сбор информации при юридической консультации

Получить информацию для последующего анализа проблемы можно из рассказа клиента.

На данном этапе необходимо сакцентировать внимание клиента на необходимости изложить суть проблемы (вопроса), по возможности, без эмоций и личностных оценок, а события описывать в хронологическом порядке. 

Юридическая консультация схожа с приёмом у врача, по этому юристу необходимо сказать клиенту о необходимости рассказывать исключительно правдивую информацию и факты, а также категорически избегать предположений и домыслов. 

Клиент должен знать, что все что он рассказывает является его личной информацией и составляет профессиональную тайну, не подлежащей разглашению третьим лицам. Для этого он подтверждает, что обращаясь к юристу, он ознакомился с Согласием на обработку данных и подтверждаете свое согласие с условиями обработки данных РОФ “Без Барьеров”!


Все то, что рассказывает клиент, является профессиональной тайной.

Юрист, выслушивая клиента, в письменном виде должен делать заметки для последующего формулирования вопросов и составления списка документов, подтверждающих обстоятельства, связанные с проблемой.  

К таким заметкам относятся имена, фамилии и отчества, даты событий и действий, состав собственников и их доли, информация о родственных отношениях и иные заслуживающие внимания факты и данные.

Юрист корректирует повествование клиента, что бы он не отвлекался на факты и события, не относящиеся к проблеме, без перебивания клиента, задавая ему наводящие вопросы.

3. Уточнение фактических обстоятельств при юридической консультации

Проблемы клиента

После того как клиент расскажет о своей проблеме и опишет фактические обстоятельства дела, юридическая консультация продолжится уточнением полученной информации. Для этого юрист задает уточняющие вопросы.

Очень часто клиент не может самостоятельно определить юридически значимые обстоятельства и в своём рассказе он может их пропускать или упоминать вскользь.  

По итогам сбора информации у юриста должны быть все необходимые данные для разработки алгоритма решения проблемы и должны быть определены и сформулированы все юридически значимые обстоятельства, которые смогут повлиять на решение проблемы.


Юрист должен весь рассказ клиента систематизировать и выделить юридически значимые обстоятельства.

4. Анализ и правовая оценка документов при юридической консультации

После сбора устной информации, юридическая консультация продолжится изучением документов.

Все документы, условно, можно разделить на две категории.

Первая – это документы, напрямую подтверждающие фактические обстоятельства. К ним относятся документы на собственность, о родственных отношениях, договоры, выписки из реестров, чеки и квитанции, ордера, акты и т.д.

Вторая категория – это документы, косвенно подтверждающие фактические обстоятельства и доводы.

Анализ документов

Наличие документов не только сделает юридическую консультацию более полной, но и позволит избежать ошибок в правовой оценке ситуации.

Во время юридической консультации, при анализе документов, необходимо не только  их изучить, но и необходимо дать им оценку по критериям относимости, допустимости и достаточности.

Относимость документа оценивается на предмет наличия того или иного отношения к вопросу, по которому проводится юридическая консультация.

Допустимость документов означает соответствие документа требованиям закона в части доказывания определённых фактов определёнными доказательствами. По критерию допустимости оценивается не только содержание документа, но и его форма.

Соответствие документа критерию достаточности означает, что один документ в полном объёме может подтвердить определённый факт.

Юридическая консультация не может считаться полной, если в процессе её проведения юристом не составлен список необходимых документов, а юридически значимые обстоятельства остались без доказательного подтверждения.


При юридической консультации юрист оценивает документы также, как их оценивает судья в судебном процессе.

Spread the love
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля