Срочные социальные услуги.

На нашем сайте можно найти статьи:

– «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в которой подробно даны пояснения к Федеральному закону № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а именно касающиеся самих получателей, их права и обязанности при получении данных услуг, какие имеются формы и виды данных услуг, указан алгоритм действий по получению данных услуг.

– «Кто такие поставщики социальных услуг», где можно узнать информацию о том какие бывают поставщики и как их выбрать, какие они услуги оказывают, кто может обратиться за данными услугами, какие необходимы документы.

– «Социальное обслуживание граждан, имеющих временную регистрацию в г. Москве», где указан нормативно-правовой акт, по которому гражданин, временно зарегистрированный в г. Москве может претендовать на получение социальной услуги.

Также на нашем Ютуб канале можно найти вебинар «Социальные услуги и поставщики социальных услуг», где с помощью схем показано и рассказано, все что приведено в вышеуказанных статьях.

В данной статье будет подробно разобрано что такое «Срочные социальные услуги»: кому предоставляются, в каком количестве, кому могут отказать и по какой причине, какие документы нужно оформлять, срок предоставления, кому жаловаться, а также о содействии в предоставлении социальных услуг.

Определение и виды срочных социальных услуг:

Срочные социальные услуги – неотложная социальная помощь для граждан, у которых появились обстоятельства, ухудшающие условия жизни.

В статье 21 ФЗ-442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», регламентировано предоставление такого самостоятельного вида услуг, как срочные социальные услуги.

Ранее подобное регулирование содержалось в ст. 22 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)»Срочное социальное обслуживание” Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в Законе 1995 г. об основах социального обслуживания населения таких положений не было).

Положения ч. 1 статьи 22 определяют открытый перечень срочных социальных услуг. В частности, это:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги.

Подобным образом в п. 2 ст. 22 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) предусматривалось, что срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) разовое оказание материальной помощи;

4) содействие в получении временного жилого помещения;

5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7) иные срочные социальные услуги.

Основания и обстоятельства предоставления срочной услуги.

Определены два вида оснований для предоставления срочных социальных услуг:

1) заявление получателя социальных услуг;

2) получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» решение об оказании срочных социальных услуг принимается уполномоченным органом субъекта РФ немедленно (для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании указанная норма отводит пять рабочих дней с даты подачи заявления).

Указанная статья содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо может быть признано нуждающимся в социальном обслуживании:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Внимание!

Данные обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания лица нуждающимся в социальном обслуживании. Они должны обязательно вести к ухудшению условий жизнедеятельности гражданина в настоящем или в будущем времени, т.е. быть реальным препятствием для ведения полноценной жизни определенными лицом или группой лиц.

Следует рассмотреть каждое обстоятельство, чтобы оно являлось основанием для предоставления срочной услуги:

Обстоятельство первое – полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности:

Под самообслуживанием в упрощенном смысле принято понимать способность и возможность человека самостоятельно осуществлять уход за собой (гигиена, питание, прочие бытовое обслуживание). Гражданин может утратить способность, т.е. на длительное время или пожизненно в силу каких-то обстоятельств, лишится физически возможности самообслуживания (например, помыться, приготовить еду из-за потери обеих верхних конечностей), или же утратить возможность осуществлять самообслуживание, т.е. способность физически осуществлять он сохраняет, но, например, только с использованием вспомогательных средств. Например, инвалиды по зрению с помощью специальной посуды, ножей, прочего кухонного инвентаря, тифлотехники в состоянии осуществлять приготовление пищи для себя и других, т.е. физически они не потеряли этой способности, но без соответствующего кухонного инвентаря, они утрачивают возможность приготовить для себя пищу.

Утрата способности или возможности может быть полная или частичная.

Полная – это когда лицо не может вообще осуществлять самообслуживание или отдельные виды самообслуживания.

Частичная – утрата способности выполнять часть операций по самообслуживанию или же значительное ухудшение качества самообслуживания (например, гражданин может умыться, но вот полноценно помыться уже не в состоянии, или может погладить свою одежду, а вот заштопать, пришить пуговицу – нет).

Способность самостоятельно передвигаться выступает в качестве отдельного элемента в п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ-442 и, по сути, ведет к ограничению возможности и способности к самообслуживанию.

Более широким чем способность к самообслуживанию и самостоятельному передвижению выступает возможность обеспечивать свои основные жизненные потребности. То есть, если при самообслуживании лицо теряет способность ухода за собой, то потеря возможности обеспечиваться основные жизненные потребности гораздо шире, и включает в себя невозможность обеспечить самостоятельно заработок (т.е. ограничение способности к труду), ограничение жизнедеятельности, приводящие к невозможности самостоятельно отправлять естественные физиологические потребности (например, принимать пищу), ограничение способности к общению, обучению и т.п. При этом лицо может потерять эту способность также полностью или частично, т.е. в последнем случае возможна определенная компенсация утраченной способности с помощью вспомогательных средств или помощи третьих лиц.

Пункт 1 части 1 статьи 15 ФЗ-442 указывает на утрату способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению или обеспечению основных жизненных потребностей не вообще по любым обстоятельствам (например, если человек вдруг оказался бездомным), а только по причинам, указанным в тексте статьи, а именно в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности. Последняя причина в принципе включается в себя первые две – заболевание, травма, – т.к. не бывает инвалидности, “оторванной” от состояния здоровья человека. Человек становится инвалидом только в силу определенных дефектов развития, заболеваний или травм.

Однако законодатель, отдельно упоминает инвалидность, т.к. наличие инвалидности подразумевает более выраженное ухудшение жизнедеятельности, чем обычное заболевание или травма. Заболевание или травма могут приводить к временным или частичным ухудшениями жизни гражданина, в то время как инвалидность обычно ухудшает уровень и комфорт жизни пожизненно.

Обстоятельство второе – наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе:

То есть, не само по себе наличие в семье указанных лиц является основанием для признания нуждающимся в социальном обслуживании, а только при условии, что таким лицам необходим постоянный посторонний уход. Подтверждающим документом об этом, как правило, является медицинское заключение, в т.ч. указание, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Обстоятельство третье – наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации:

В данном случае речь идет о детях, которые не могут без помощи соответствующих специалистов адаптироваться к жизни в социуме. Например, это могут быть дети, страдающие аутизмом, или дети, перенесшие сильную психологическую травму. Дети-инвалиды, испытывающие посттравматический синдром, связанный с наступление инвалидности (особенно если ранее они были здоровыми детьми), также могут нуждаться в помощи психолога. В этом случае социальная услуга предоставляется с целью оказания помощи в социальной адаптации. При этом под социальной адаптацией понимается процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Обстоятельство четвертое – отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними:

В п. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ-442, речь идет сразу о двух разных случаях, хотя порой и родственных между собой – отсутствие возможности обеспечения ухода возможно и при наличии попечения над инвалидом или ребенком (детьми). Причины невозможности обеспечить уход могут быть различными: болезнь или длительная командировка лица, обеспечивающего уход, преклонный возраст такого лица, отсутствие условий для обеспечения ухода, нуждаемость в специализированном уходе и т.п.

Отсутствие попечения более широкое понятие, здесь речь идет не только о невозможности ухода, но и об отсутствии заботы, присмотра, воспитания (в отношении детей) и т.п. Речь идет не только об отсутствии родителей, родственников (иных опекунов, попечителей), но и о случаях, когда опекуны, попечители не выполняются своих обязанностей и не осуществляют попечение.

Обстоятельство пятое – наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье:

Данное обстоятельство может потребовать оказание целого комплекса социальных услуг, как в виде предоставления временного проживания в социальном центре, так и оказание психолого-медицинской и правовой помощи.

Обстоятельство шестое – отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обстоятельство седьмое – отсутствие работы и средств к существованию.

Шестое и седьмое обстоятельство – предусматривает возможность оказания помощи лицам, которые могут оказаться (или уже оказались) бездомными, или не могут обеспечить себе нормальное существование и находятся в состоянии, которое может привести к угрозе жизни. Помощь может быть оказана как в предоставлении проживания в специализированном жилом фонде или учреждении социальной помощи, так и предоставлении бесплатного питания, медицинского ухода, оказание содействия в поисках работы.

Обстоятельство восьмое – наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

В качестве данного обстоятельства, можно сослаться на постановление Правительства РФ Оренбургской области от 31.10.2014 г. № 828-п «Об обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан». Данным постановлением обстоятельствами, ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан, помимо обстоятельств, установленных ч. 1 ст. 15 ФЗ-442, признаются также следующие обстоятельства:

1) наличие проблем, связанных с социализацией у выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также у граждан (в том числе несовершеннолетних), освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

2) ущерб здоровью (наличие посттравматических расстройств, в том числе психологических травм), полученный вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц;

3) утрата жилого помещения или имущественные потери в жилом помещении в результате пожара, наводнения, стихийного или иного бедствия, произошедших в жилом помещении (жилом доме, части жилого дома, квартире, части квартиры, комнате), если заявитель был зарегистрирован по месту жительства (пребывания) в указанном жилом помещении на момент происшествия;

4) необходимость проезда к месту лечения за пределами Оренбургской области по направлению или рекомендации органа исполнительной власти в сфере здравоохранения и (или) несения расходов на оплату проезда и проживания лица, сопровождающего заявителя, при условии, что среднедушевой доход заявителя (его семьи) не превышает 200 процентов от величины прожиточного минимума, установленной в Оренбургской области на душу населения, а также при отсутствии права на соответствующую государственную социальную помощь как в натуральной, так и в денежной форме в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”.

Перечень, содержащийся в ч. 1 ст. 15 ФЗ-442 является условно открытым, на что указывает формулировка п. 8 ч. 1 ст. 15 ФЗ-442, предусматривающий установление иных отличных от сформулированных в п. 1-7 ч. 1 ст. 15 ФЗ-442 обстоятельств. Но при этом, содержится оговорка, такие обстоятельства определяются не произвольно по решению уполномоченного органа, а должны быть установлены нормативными правовыми актами субъекта РФ. То есть, субъект РФ может дополнять “федеральный” перечень, исходя из социально-экономических и иных особенностей того или иного района проживания граждан. Следовательно, открытость перечня условная, не позволяющая толковать обстоятельства произвольно вне установленных нормативными правовыми актами границ. С одной стороны, это призвано максимально упорядочить отношения в системе социального обслуживания, с другой, снижает уровень гибкости системы, т.к. решение не может быть принято исходя из обстановки реальной, а не установленной рамками нормативного правового акта.

Смотри восьмое обстоятельство.

Алгоритм получения социальной услуги:

Гражданин, нуждающийся в получении срочной социальной услуги, должен с соответствующим заявлением обратиться в уполномоченный орган (организация социального обслуживания):

Уполномоченный орган должен на основании заявления незамедлительно принять решение об оказании срочной социальной услуге:

– о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, и следовательно предоставлении соответствующих социальных услуг;

– об отказе в социальном обслуживании.

Решение принимается в течение пяти рабочих дней, т.е. выходные, праздничные дни исключаются. Начало отсчета срока – дата подачи заявления. Правила расчета сроков установлены гл. 11 ГК РФ.

В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. То есть, согласно озвученному правилу срок рассмотрения заявления начинает исчисляться со дня, следующего за днем подачи заявления. Исключение из этого правила установлено самим законодателем в тексте ФЗ-442, а именно решение об оказании срочных социальных услуг должно быть принято немедленно.

О принятом решении заявитель должен быть проинформирован в письменной или электронной форме, при этом учитывается личное пожелание заявителя, если такое содержится в заявление. Если же в заявлении не указан заявителем способ и форма его оповещения, то как правило на электронное заявление ответ отправляется в электронной форме (при этом может быть продублирован и в письменной форме почтовым отправлением), а на письменное заявление – письменный ответ по указанному заявителем адресу.

В случае отказа в принятии решения о предоставлении срочной социальной услуге, заявитель указывает только на один вариант такого обжалования – в судебном порядке.

Такое обжалование осуществляется путем обращения в суды общей юрисдикции в порядке, административного искового заявления (ст. 124 – 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)

Согласно Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, установленной главой 2 КАС РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

При этом КАС РФ устанавливается срок на обжалование решения, а именно согласно ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным иском в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Между тем пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии судом заявления. Причины пропуска должны быть выяснены в предварительном судебном заседании или в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления либо же признаны уважительным и тогда срок на обжалование продляется и заявление рассматривается, по существу.

Само заявление по существу рассматривается в течение десяти дней в судебном заседании с участием сторон. При этом неявка любой из сторон, надлежащем образом извещенной о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд по результатам рассмотрения принимает решение либо о признании заявления обоснованным и обязывает соответствующий орган устранить в полном объеме допущенное нарушение (ограничение) прав и свобод гражданина, либо может отказать в удовлетворении заявления в случае признания обжалуемого решения обоснованным.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Срочные социальные услуги предоставляются в целях оказания неотложной помощи, при этом предусматривают, что предоставление таких услуг осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Тем самым определены характерные особенности срочных социальных услуг, позволяющие их выделить в самостоятельный вид социальных услуг.

Предоставление социальной услуги

Подтверждением оказания срочной социальной услуги является акт о предоставлении срочных социальных услуг; в указанном акте должны содержаться сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления; акт о предоставлении срочных социальных услуг должен быть подтвержден подписью получателя этих услуг.

Судебная практика обжалования решений об отказе в предоставлении услуги.

На сегодняшний день имеются два наиболее показательных примера, связанных с оспариванием решений о предоставлении социальных услуг, основанных на ранее действующих нормах в области социального обслуживания.

Пример 1. Судебной коллегией по гражданским делам Ямало-Ненецкого автономного округа был удовлетворен иск о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания населения. Как выяснилось в результате рассмотрения дела, занимаемое истцом жилое помещение с учетом его состояния здоровья не отвечало установленным для жилых помещений требованиям. Поэтому проживание в нем истца было невозможным, следовательно, имелись основания для признания его нуждающимся в жилом помещении на основании ст. 51 ЖК РФ (см. апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.07.2013 г. по делу N 33-1464/2013).

Пример 2. Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского, рассмотрев гражданское дело N 2-5425/2013 по апелляционной жалобе С. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 11.03.2013 г. по заявлению С. о признании решения администрации Приморского района Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении материальной помощи незаконным, пришла к выводу о правомерности данного отказа. Материалами дела установлено, что оснований для получения заявителем дополнительной материальной помощи в рамках представленных доказательств, которые свидетельствовали бы о нахождении заявителя в тяжелой жизненной ситуации в период обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении материальной помощи, не имеется (см. определение Санкт-Петербургского городского суда от 05.06.2013 г. N 33-7743/2013).

Проект реализуется при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.