В 2018 году в Российской Федерации стартовало внедрение СДУ – системы долговременного ухода. Эта система в первую очередь направлена на уход за инвалидами и пенсионерами. Ежегодно добавляются всё новые и новые регионы, так начиная с 2022 года типовая модель СДУ уже действует в 34 регионах России.
Из-за внедрения СДУ, в настоящее время вопрос увеличения компенсационной выплаты ЛОУ (родственникам, и иным лица, которые непосредственно ухаживают за инвалидом) о которой уже не первый год просят активисты так и не был решен. Компенсационная выплата, которая в настоящее время установлена Указом Президента №1455 от 26.12.2006г., ежегодно не индексируется и, соответственно, не меняется уже много лет. Её размер – 1200 рублей, и она не может покрыть даже самые необходимые расходы. В связи с оправданным недовольством родственников, чиновники предложили трудоустраивать в систему СДУ родственников инвалидов, эта новость подняла общественные обсуждения. Давайте подробнее разбираться с вопросом включения родственников инвалида в СДУ.
В рамках Типовой модели, утвержденной приказом Минздрава №929 от 29.12.2021г. для родственников граждан, нуждающихся в уходе, запущен проект «Школ родственного ухода». Цель данных школ – организация обучения (в очной и заочной формах) навыкам ухода и продуктивной коммуникации, приемам создания в жилых помещениях безопасной и комфортной среды (далее – школа ухода).
«Школы родственного ухода» – это проект, который в большей степени актуален для тех, у кого в семье недавно появился гражданин, за которым требуется уход, то есть для родственников лица, нуждающегося в уходе, у которых нет опыта ухода и у которых возникает множество вопросов о том как не навредить своему близкому. При этом родственники, которые уже давно осуществляют уход за своими родственниками ни раз отмечали, что специалистам по уход их попросту нечему учить.
В Приказе №929 отсутствует нормативное закрепления порядка трудоустройства родственников лица, нуждающегося в уходе в СДУ в качестве сиделки или социального работника, при этом запрет на трудоустройство в Приказе также отсутствует, что порождает различный подход в правоприменении.
В одних регионах из-за нехватки кадров родственников трудоустраивают в качестве сиделок и социальных работников в СДУ, указывая на то, что главное условие трудоустройства – прохождение специализированной образовательной программы обучения уходу за пожилыми людьми и инвалидами, в других регионах, несмотря на то, что в Минтруде не раз указывали, что в законе нет запрета на трудоустройство родственников, родственникам отказывают в трудоустройстве ссылаясь на конфликт интересов.
Нередко, в ответах родственникам, власти указывают, что согласно ст. 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Сложности возникают и при трудоустройстве в качестве социального работника по уходу за нуждающимся гражданином опекунов. Согласно ФЗ «Об опеке и попечительстве» за опекунами на безвозмездной основе пожизненно закрепляются обязательства по обеспечению защиты имущественных и личных неимущественных прав подопечных. В случае ненадлежащего выполнения возложенных обязанностей опекуна, в том числе использования опеки в корыстных целях или при оставлении подопечной без надзора и необходимой помощи, опекун может быть отстранен от исполнения обязанностей опекуна и привлечен к установленной законом ответственности.
Согласно Приказу №929, объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого нуждающемуся в уходе может составлять не более 28 часов в неделю.
По результату определения индивидуальной потребности гражданина в уходе ему устанавливается один из уровней нуждаемости:
- первый уровень нуждаемости в уходе – социальный пакет долговременного ухода в объеме 14 часов в неделю
- второй уровень нуждаемости в уходе – социальный пакет долговременного ухода в объеме 21 час в неделю
- третий уровень нуждаемости в уходе – социальный пакет долговременного ухода в объеме 28 часов в неделю.
При трудоустройстве помощника по уходу (сиделки) возникают сложности с количеством часов, которые им необходимо отработать. И если трудоустройство ухажера, ухаживающим за гражданином с третьим уровнем нуждаемости в уходе возможно на половину ставки,то при первом уровне нуждаемости ухажеру необходимо брать других граждан для ухода, чтобы иметь возможность быть трудоустроенным хотя бы на полставки, а это влечет за собой дополнительные сложности.
Во-первых, не все готовы ухаживать за чужими родственниками, во-вторых, даже при установлении третьего уровня нуждаемости в уходе людям зачастую требуется намного больше внимания и времени на уход и ухаживать за кем-то ещё у родственников попросту нет времени.
Что касается оплаты услуг помощника по уходу, то тарифы устанавливаются на региональном уровне и могут отличаться друг от друга. Например, в Москве, тарифы установлены Приказом Минтруда и соц. защиты от 15 декабря 2020 года №821
Ещё одна сложность, которая возникает у родственников, которые трудоустроены в качестве помощников по уходу – это отчеты, которые необходимо писать каждый месяц. Отчеты составляются на основании дневников, в которых помощник должен указывать каждую услугу, которую он оказывает своему родственнику, а также времени которое было затрачено на предоставлении услуги. Из-за большого количество “писанины” многие родственники, которые были трудоустроены в СДУ, отказываются работать и продолжают оказывать уход своему родственнику “бесплатно”.
Подведем итог. В настоящее время видится необходимым закрепление на федеральном уровне возможности родственникам трудоустраиваться в СДУ, чтобы на региональном уровне не было разночтений, кроме того, необходимо приведение всех отчетов в единый формат и избавление родственников от излишней отчетности.
Юридический материал готовят юристы с инвалидностью. Поддержи их!
Проект реализуется при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы