Достаточно часто в интернет-статьях и обращениях по ТВ можно видеть сообщения о мерах поддержки, новых льготах и повышении пенсии для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Казалось бы, что здесь может быть не так?..
В данном случае вопрос в формулировках. В погоне за корректностью выражений очень часто подменяются понятия, которые имеют большое юридическое и практическое различие. На практике это выливается в то, что у людей складывается четкое представление, что ОВЗ = инвалид, а, следовательно, все льготы, положенные человеку с инвалидностью, полагаются и лицу с ОВЗ. На самом деле ставить знак равенства между этими понятиями ни в коем случае нельзя.
Понятие «ограниченные возможности здоровья» является педагогическим. Поэтому оно раскрывается в Федеральном законе «Об образовании в РФ», и используется чаще всего в связке с категорией «обучающийся».
Так, согласно п.16 ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ», обучающийся с ограниченными возможностями – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Именно психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) принимает решение о присвоении обучающемуся (детям до 18 лет и лицам старше 18 лет) статуса «ребенок с ОВЗ».
Деятельность ПМПК регулируется Приказом Министерства образования и науки от 20 сентября 2013 года N 1082. Одним из направлений деятельности психолого-медико-педагогической комиссии является своевременное выявление особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
По результатам обследования комиссия выносит заключение, где указываются специальные условия для получения образования конкретным ребенком. Установление статуса «человек (ребенок) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» имеет одно из ключевых значений – это необходимость создания специальных условий для получения образования в учебной организации. Например, разработка индивидуальной адаптированной программы, сопровождение тьютором и т.д.
Решение ПМПК является обязательным для образовательной организации и носит рекомендательный характер для родителей ребенка.
Подробнее о ПМПК мы рассказывали в этой статье
При этом наличие статуса «ОВЗ» не означает автоматическое установление инвалидности.
Инвалид, согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Исходя из этого определения можно сразу отметить, что Инвалидность – это объемное понятие, и для того, чтобы человеку была установлена инвалидность, необходимо соблюдение нескольких условий:
- стойкие расстройства функций организма;
- ограничение жизнедеятельности;
- необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Статус «инвалид» устанавливается медико-социальной экспертизой (МСЭ) по результату проведения обследования экспертной комиссией, где рассматриваются медицинские документы, а также оценивается как сильно заболевание влияет на жизнь человека и ограничивает его в самообслуживании, передвижении, общении, умении контролировать своё поведение, обучении и занятии трудовой деятельностью.
То есть для признания гражданина инвалидом недостаточно одного заболевания. Необходимо наличие совокупности условий, указанных выше.
Лицам младше 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид», лицам старше 18 лет устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Установление человеку статуса «инвалид» влечет за собой несколько последствий.
- Во-первых, для каждого инвалида индивидуально разрабатывается программа реабилитации (ИПРА), где указывается нуждаемость конкретного человека:
– в средствах реабилитации (ТСР);
– в реабилитационных мероприятиях по медицинской реабилитации,
– в реабилитационных мероприятиях по образованию;
и т.п.
Также в ИПРА содержатся рекомендации по условиям труда, по адаптации рабочего места, по оборудованию жилого помещения и так далее.
- Во-вторых, инвалиду назначается пенсия по инвалидности – страховая или социальная, в зависимости от наличия стажа работы. Размер пенсии будет зависеть от установленной группы инвалидности.
- В-третьих, с документально оформленной инвалидностью человек получает право пользоваться льготами.
Мы очень много рассказываем о льготах для инвалидов и для семей, воспитывающих детей-инвалидов. Подробнее об этом можно прочитать в статьях:
Льготы для инвалидов на проезд в общественном транспорте
Льготы для семей с детьми-инвалидами
Таким образом, «человек с ограниченными возможностями здоровья» и «инвалид» – это два разных понятия, которые нередко пересекаются. Например, у ребенка может быть оформлена инвалидность, может быть указана нуждаемость в мероприятиях по образованию, а также он может пройти ПМПК, где в заключении будет указано, что ребенок является также «ребенком с ОВЗ» и ему необходима адаптированная программа и тьютор при обучении.
Могут быть и иные ситуации, когда у ребенка оформлена инвалидность, но он не нуждается в организации дополнительных условий по получению образования, и статус «ребенок с ОВЗ» в отношении него установлен не будет. Или наоборот, статус «ребенок с ОВЗ» у ребенка есть, но инвалидность комиссия МСЭ не устанавливает.
Материал подготовлен юристами с инвалидностью «Центра защиты прав инвалидов»
Чтобы максимально отстоять свои права и получить разъяснения вашего индивидуального случая, обращайтесь к профессиональными юристам.
Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов