1 января 2024 года в Москве произошли изменения структуры социальной защиты.
Эти изменения до сих пор вызывают определенные вопросы у граждан – «Кто за что теперь отвечает?», «Куда обращаться?» и «Как оформлять те или иные документы?». Кроме того, эти преобразования вызывают много нареканий со стороны горожан, поскольку на практике часто приводят к снижению качества и доступности социальных услуг.
В настоящей статье подробнее расскажем куда обращаться за получением тех или иных услуг.
Произошла ликвидация Отделов социальной защиты населения (ОСЗН)
Раньше в столице было 36 центров социального обслуживания населения, где граждане пожилого возраста, инвалиды, многодетные и другие категории граждан могли получить необходимую социальную помощь.
Вместо них теперь работает ГКУ «Социальное казначейство города Москвы» – единый центр обработки поступающих через электронные сервисы заявок на оказание мер социальной поддержки.
На основании Приказа Правительства Москвы №1122 от 28 декабря 2023 г. «Об утверждении Перечня государственных и иных услуг, функций в сфере социальной защиты населения, полномочиями по предоставлению которых с 1 января 2024 г. наделяется государственное казенное учреждение города Москвы «Социальное казначейство города Москвы» в сферу деятельности ГКУ «Социальное казначейство города Москвы» включено 94 услуги.
Среди услуг:
- назначение и предоставление компенсационных выплат
- подготовка и выдача справки о среднедушевом доходе семьи
- выплата социального пособия на погребение
- консультации по вопросам, относящимся к теме санаторно-курортного лечения
- и т.д.
Создано ГБУ «Мой социальный помощник»
В его структуру входят 8 территориальных управлений организации предоставления социальных услуг на дому. Каждое обслуживает 1-2 округа (управление организации оказания социальных услуг по ВАО, по ЗАО и СЗАО, по САО и ЗелАО, по СВАО, по ЦАО, по ЮАО, по ЮВАО, по ЮЗАО и ТиНАО).
Переоформление социальных инспекторов
Они переходят в учреждение «Городская социальная инспекция». Основная обязанность специалистов – проводить функциональную диагностику человека для подбора нужных ему услуг, формировать индивидуальную программу предоставления социальных услуг на основе функциональных дефицитов и контролировать качество социального обслуживания на дому.
Социальная поддержка предоставляется гражданам, которые достигли совершеннолетнего возраста, зарегистрированы в Москве, частично утратили способность к самообслуживанию и не имеют родственников, способных обеспечивать необходимый уход.
Кроме того, ГБУ «ГСИ» осуществляет контроль и надзор за соблюдением социальных прав и гарантий жителей столицы. В том числе проводит проверки социальных учреждений и организаций, консультирует население по вопросам социальной защиты, принимает и рассматривает обращения граждан, оказывает методическую и практическую помощь социальным учреждениям.
Изменение структуры органов опеки и попечительства
С января 2024 года реализация полномочий по опеке, попечительству и патронажу возложена непосредственно на Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. Вместо УСЗН административных округов сформированы и закреплены за округами 5 территориальных отделов по вопросам опеки и попечительства:
- территориальный отдел по вопросам опеки и попечительства № 1 (ЦАО и ЮАО);
- территориальный отдел по вопросам опеки и попечительства № 2 (ТиНАО и ЮЗАО, за исключением ВМО Гагаринский);
- территориальный отдел по вопросам опеки и попечительства № 3 (СЗАО, ЗАО и ЗелАО, за исключением ВМО Куркино);
- территориальный отдел по вопросам опеки и попечительства № 4 (ВАО и ЮВАО);
- территориальный отдел по вопросам опеки и попечительства № 5 (САО и СВАО).
ГБУ «Ресурсный центр для инвалидов»
Из 92-х адресов осталось 29 пунктов выдачи технических средств реабилитации. Вместо получения по графику и самовывоза нуждающимся или их представителем из действующих пунктов выдачи организованы онлайн-заказы и курьерская доставка. Заявку на получение можно оформить дистанционно. В удобное для получателя время курьер доставляет трёхмесячный запас продукции на дом.
Отзывы получателей услуг
В феврале 2024 года в СМИ появились жалобы москвичей на реорганизацию системы социальной защиты. По их мнению, преобразования привели к снижению качества и доступности социальных услуг. Например, после закрытия центров социального обслуживания населения в январе 2024 года некоторым жителям стало непонятно, где получать необходимые услуги.
Таким образом, мнение населения о структуре социальной защиты в Москве зависит от конкретных мер и может варьироваться в зависимости от личных предпочтений и опыта обращения за помощью. Однако, по мнению большинства субъектов, использующих услуги социальной защиты населения, новая система деления оказалась совершенно неудобной. Ранее в каждом районе был ЦСО, куда можно было обратиться по любому вопросу – о реабилитации, получении ТСР, узнать о санаторных путевках. Сейчас же совершенно непонятно, где получать необходимые услуги.
Материал подготовлен юристами с инвалидностью «Центра защиты прав инвалидов»
Чтобы максимально отстоять свои права и получить разъяснения вашего индивидуального случая, обращайтесь к профессиональными юристам.
Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов