С точки зрения поставщика социальных услуг организация досуга для инвалидов включает в себя проведение встреч с деятелями литературы и искусства, посещение концертов, театров, выставок и другие культурные мероприятия.
В обязанности поставщика социально-досуговой услуги входит:
- Разместить информацию о порядке предоставления услуги и её оформлении в доступной для инвалидов форме с учётом ограничений их жизнедеятельности. В том числе дублировать необходимую для получения услуги звуковую и зрительную информацию (надписи, знаки и иную текстовую и графическую информацию в формате рельефной графики и знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне).
- Сопровождать инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, при передвижении по территории объекта.
- Обеспечить допуск на объект, в котором предоставляются услуги, или к месту предоставления услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение.
- Провести инструктаж сотрудников, осуществляющих первичный контакт с получателями услуги, по вопросам ознакомления инвалидов с размещением и планировкой помещений, последовательностью действий и маршрутом передвижения при получении услуги.
- Обеспечить возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью персонала объекта.
- Создать условия для беспрепятственного входа в объект и выхода из него. Также обеспечить возможность самостоятельного передвижения по объекту к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала, ассистивных и вспомогательных технологий.
Поставщики социально-досуговой обязаны предоставить получателю социальной услуги следующую информацию:
- Свидетельство о государственной регистрации. В нём указывают наименование организации, место её нахождения, контактные телефоны и адреса электронной почты.
- Информация об учредителях. Нужно указать наименование, место нахождения, контактные телефоны и адреса электронной почты.
- Сведения о месте нахождения поставщика услуг. Также стоит указать адреса филиалов (при их наличии) и схему проезда.
- Лицензия на осуществление деятельности. Её копию размещают, если деятельность подлежит лицензированию.
- Правила внутреннего распорядка. Их можно разместить, например, для социально-досугового отделения.
Для организации деятельности поставщик социально-досуговых услуг может предпринять следующие шаги:
- Оценить возможности привлечения средств на оказание социальных услуг. Для этого можно привлекать бюджетные и внебюджетные средства.
- Оценить, возможно ли оказание платных услуг для организации. В соответствии с Гражданским кодексом РФ НКО имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход, если это предусмотрено уставом организации.
- Посмотреть устав организации и при необходимости внести в него изменения, прописав деятельность, которую предусматривает оказание социальных услуг.
- Оценить, возможно ли оказание платных услуг для организации. В соответствии с Гражданским кодексом РФ НКО имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход, если это предусмотрено уставом организации.
- Уточнить ОКВЭД организации. При регистрации любого юридического лица присваиваются коды экономической деятельности, которые она осуществляет согласно уставу. Если организация планирует предоставление услуг в сфере социального обслуживания населения, рекомендуется указать соответствующие коды экономической деятельности.
Для того чтобы стать поставщиком социально-досуговой услуги, необходимо соблюсти следующий ряд условий:
- Определить формы и виды социальных услуг, которые будет предоставлять организация
- Внести виды деятельности по предоставлению социальных услуг в устав организации
- Создать общедоступный сайт организации, содержащий информацию о деятельности организации (обеспечить открытость информации)
- Подать в уполномоченный орган документы, необходимые для включения в реестр социальных услуг. На его сайте можно найти информацию об этом порядке и список документов, которые необходимо собрать
- Иметь опыт работы в сфере социального обслуживания не менее пяти лет
Для включения в реестр поставщиков социальных услуг, в том числе поставщиков социально-досуговых услуг, организации необходимо подготовить ряд документов:
- заявление;
- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- копию документа о назначении руководителя поставщика социальных услуг;
- копии учредительных документов;
- копии лицензий, имеющихся у поставщика социальных услуг (при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию);
- сведения о формах социального обслуживания;
- перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
- тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
- информацию об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест;
- информацию об условиях предоставления социальных услуг;
- информацию об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет;
- информацию о результатах проведённых проверок;
- копию документа об установлении тарифов на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг.
Для получения разрешения на осуществление социально-досуговой услуги в Москве поставщик должен подать документы в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.
Этот орган отвечает за формирование и ведение Реестра поставщиков социальных услуг города Москвы.
Для регистрации в качестве поставщика социально-досуговых услуг в Москве необходимо предоставить в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы:
- заявление о включении в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы;
- копию устава (для юридических лиц);
- копию свидетельства о постановке на учёт российской организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту её нахождения;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную не позднее трёх месяцев до дня подачи заявления (представляется оригинал или нотариально заверенная копия);
- копию документа о назначении руководителя;
- копии договоров, подтверждающих наличие на праве собственности, аренды, субаренды или безвозмездного пользования недвижимого имущества, необходимого для предоставления социальных услуг;
- копии лицензий (при осуществлении деятельности, требующей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования);
- перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания, видам социальных услуг с указанием тарифов;
- информацию об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания;
- информацию о порядке и условиях предоставления социальных услуг;
- информацию об опыте работы организации за последние 3 года;
- копии предписаний надзорных органов и информацию об их исполнении за последний календарный год на дату подачи заявления о включении в Реестр;
- копию утверждённого руководителем организации штатного расписания;
- информацию об официальном сайте и зарегистрированных страницах в социальных сетях.
Документы предоставляются на бумажном носителе, заверенные подписью руководителя и печатью организации, прошнурованные и пронумерованные.
Документы организаций, претендующих на занятие деятельностью по предоставлению социально-досуговых услуг в Москве, сдаются в следующие организации:
- ГКУ «Ресурсный центр». В него подают заявки организации, проводящие досуговые занятия по специальным и (или) уникальным программам.
- ЦСО по месту проведения занятий. В эту организацию обращаются при объявлении отбора организаций для проведения досуговых занятий при наличии конкретных потребностей граждан в таких занятиях. Адрес Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, где можно уточнить информацию о подаче документов: 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.
Также можно обратиться в единую справочную службу Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по телефону +7 (495) 870-44-44 (круглосуточно)
Механизм компенсации средств государством за предоставляемые социальные услуги поставщикам социальных услуг осуществляется следующим образом:
- Подача документов. Поставщик социальных услуг представляет заявление, отчёт об оказании услуг и копии документов, подтверждающих оказание социальных услуг. Например, договоры, индивидуальные программы, акты приёмки оказанных услуг, платёжные документы. Документы нужно подать в уполномоченный орган по месту нахождения поставщика лично или по почте не позднее 5 числа месяца, следующего за месяцем оказания социальных услуг.
- Проверка документов. Уполномоченный орган не позднее 15 рабочих дней с даты поступления документов проверяет их и выносит решение о предоставлении компенсации либо об отказе в её предоставлении. В ходе проверки, в частности, устанавливается соответствие индивидуальной программы фактически оказанным услугам. 1
- Заключение договора. Если решение о предоставлении компенсации принято, уполномоченный орган заключает с поставщиком социальных услуг договор о предоставлении компенсации.
- Выплата компенсации. Она производится в течение 5 рабочих дней после принятия решения о выплате безналичным перечислением денежных средств на расчётный счёт поставщика социальных услуг через кредитные организации. Компенсация за последний месяц года выплачивается поставщикам услуг в следующем финансовом году.
Порядок выплаты компенсации определяется нормативно-правовым актом, который должен быть принят в субъекте РФ.
Для получения компенсации за оказанные социальные услуги в Москве поставщику социальных услуг необходимо обратиться в Департамент социальной защиты населения города Москвы.
Предоставление субсидии осуществляется на основании договора между поставщиком социальных услуг и Департаментом социальной защиты населения города Москвы. После заключения договора с получателем социальных услуг поставщик направляет в Департамент подписанный договор о предоставлении субсидии в двух экземплярах.
Единая справочная служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы работает круглосуточно по телефону +7 (495) 870-44-44 Адрес: 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.
Материал подготовлен юристами с инвалидностью «Центра защиты прав инвалидов»
Чтобы максимально отстоять свои права и получить разъяснения вашего индивидуального случая, обращайтесь к профессиональными юристам.
Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов
Один ответ
При написании данной статьи, были использованы следующие нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно статье 15 закона, организации должны обеспечивать инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и предоставляемым в них услугам.
Приказ Министерства культуры РФ от 16.11.2015 №2800 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ». Документ определяет правила оказания помощи инвалидам в получении услуг в сфере культуры.
ГОСТ Р 54738-2011 «Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов». Стандарт регулирует услуги по социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе организацию их досуга.
Приказ Министерства культуры РФ от 30 декабря 2016 г. №3019 «Об утверждении модельной программы социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов». Документ утверждает модельную программу, которая предусматривает обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к реабилитационным услугам, содействие в их получении и информирование о доступных услугах
Статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»