Сопровождение инвалида на рабочем месте.

Проблема трудоустройства инвалидов, их социализация, вовлечение в полноценную общественную жизнь является одной из актуальных проблем в настоящее время.

Трудоустройство инвалидов обладает рядом существенных особенностей/

В целях трудоустройства незанятых инвалидов со значительными ограничениями жизнедеятельности, обеспечения их профессиональной адаптации и стабильной занятости в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости), внесен ряд норм, предусматривающих осуществление сопровождения при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в данном сопровождении.

Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов включает в себя совокупность действий, реализуемых службой занятости во взаимодействии с федеральными учреждениями медико¬социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), работодателями и негосударственными организациями, осуществляющими деятельность по содействию в трудоустройстве граждан, в целях обеспечения эффективной занятости инвалидов со значительными ограничениями жизнедеятельности, нуждающихся в трудоустройстве.

Под сопровождением при содействии занятости инвалида понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.

Индивидуальная помощь (сопровождение) предоставляется незанятым инвалидам с учетом сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА) и рекомендаций федерального медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости. Наиболее востребованной государственная услуга может быть для граждан, имеющих инвалидность I или II групп, для инвалидов, впервые трудоустраивающихся либо прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование, нуждающиеся в поддержке и помощи со стороны других лиц (кураторов, наставников, инструкторов по труду).

Предоставление услуги.

Государственная услуга предоставляется работниками Центр занятости населения субъекта России на основании заявления инвалида об осуществлении в отношении него сопровождения при содействии его занятости.

Решение о предоставлении инвалиду государственной услуги принимается работником ЦЗН с учетом сведений, содержащихся в ИПРА инвалида (об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности, о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности, рекомендуемых условиях труда) и рекомендации бюро МСЭ о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости, выданной по результатам анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях.

Алгоритм действий по сопровождению
1. Инвалид обращается в службу занятости населения по своему месту жительства с соответствующим заявлением.

2. Работник ЦЗН осуществляет подбор подходящей инвалиду работы, в соответствии с рекомендациями ИПРА на заявленные работодателем вакансии (исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях). Обсуждает с инвалидом подобранный вариант, знакомя инвалида с условиями деятельности на рабочем месте, и при положительном решении инвалида, согласовывает его кандидатуру с работодателем.

3. При поступлении от инвалида заявления об осуществлении сопровождения при содействии его занятости, работник ГАУ ЦЗН формирует запрос в МСЭ с целью получения рекомендаций о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости по результатам анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях.

4.  В результате полученного ответа от МСЭ о нуждаемости инвалида в сопровождении, инвалиду выдается направление на работу, организуется собеседование на территории работодателя (возможно проведение собеседования на территории районного Агентства занятости населения).

5. При трудоустройстве инвалида работодатель осуществляет сопровождение инвалида в соответствии с его нуждаемостью (п. 1 ст. 25 Закона о занятости):

– осуществляет индивидуальный подход;

– проводит мониторинг трудоустройства и закрепляемости инвалидов на рабочих местах, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.

Важно!
В целях повышения трудовой мотивации инвалида при адаптации на рабочем месте работодателю необходимо формировать у инвалида положительные установки на труд:
– трудоустройство должно улучшать материальное положение;
– при трудоустройстве обеспечивается общение с коллегами по работе, формируется ощущение принадлежности к трудовому коллективу;
– создается возможность самореализации и карьерного роста; ощущение полезности, появление социального признания, самоуважения;
– расширение круга общения, жизнь должна наполняется смыслом и содержанием.

При организации сопровождения инвалидов при трудоустройстве и в процессе адаптации инвалида на рабочем месте, работодателю необходимо знать некоторые особенности сопровождения, обусловленные основными ограничениями жизнедеятельности
Документы, необходимые для предоставления сопровождения по трудоустройству (получения услуги):

– Заявление о предоставлении государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов – заполняется инвалидом.

– Заявка о включении в реестр негосударственных организаций, осуществляющих оказание индивидуальной помощи в виде сопровождения – заполняется работником ЦЗН.

– Рекомендации учреждения МСЭ о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости – может быть получен органом ЦЗН в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

– Сведения о гражданине, внесенные на единую цифровую платформу, представленные гражданином или полученные центром занятости населения на основании межведомственного запроса, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, при регистрации указанного гражданина в целях поиска подходящей работы, при регистрации безработного гражданина – может быть получен органом ЦЗН в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Особенности организации сопровождения инвалидов

– с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата потребуется:

– оборудовании специального рабочего места (обеспечения особой пространственной и временной организации среды, обеспечения безбарьерной среды);

– разработка маршрута передвижения к месту работы и с работы;

– создания специальных условий труда, заключающихся, прежде всего, в адаптации графика работы и служебных обязанностей под индивидуальные возможности инвалида.

Среди нарушений опорно-двигательного аппарата в большинстве случаев встречается детский церебральный паралич, поэтому рекомендации даны, в том числе и для таких инвалидов.

Рекомендации для специалистов трудового сопровождения учитывая сенсорную чувствительность людей с ДЦП, внезапное сенсорное возбуждение может вызвать у них спазм, поэтому подбирая вакансию, следует учитывать, что им противопоказаны резкие внешние воздействия, в том числе к ним следует приближаться со стороны лица, либо, подходя сбоку или со спины, предупреждать их об этом. Не следует их сажать лицом к окну или спиной к двери, а также надо учитывать мнение самого инвалида, спросив его, как ему будет удобно.

– необходимо исключить работу, осуществляемую в условиях дефицита времени;

– необходимо учитывать нарушение мелкой моторики рук при подборе работы, связанной с выполнением точных мелких движений кистями и пальцами рук;

– при нарушениях артикуляции необходимо исключить работу, требующую речевого общения.

– с нарушениями функций зрения

Зрение-основной анализатор, предоставляющий человеку самую большую часть информации о мире. Нарушение зрения ведет к нарушению ориентации в пространстве, а также влияет на память.

Для инвалидов с таким нарушением необходимо организовать оказание помощи в доступной для них форме при оформлении документов при трудоустройстве, при проведении переговоров с работодателем (при участии тифлопереводчика), а также помощи в оборудовании рабочего места, в ориентировке по территории организации и ознакомлении с посещаемыми местами (кабинет начальника, места совещаний, санитарная комната, гардероб, столовая), в организации наставничества и в разработке маршрута передвижения к месту работы (ориентировке в городских условиях, пользованию общественным транспортом).

Для инвалидов с нарушениями функций зрения необходимо:

– рабочее место слабовидящего должно быть хорошо освещено;

– при работе со слабовидящим не рекомендуется стоять против света, на фоне окна;

– восприятие изображений у слабовидящих зависит от четкости, контрастности и толщины линий текста;

– необходимо учитывать, что темп работы таких инвалидов замедлен.

– с нарушениями функции слуха

Можно выделить два вида нарушений:

глухие – люди с полным отсутствием слуха, что не позволяет развиваться речи;

слабослышащие – люди с частичной слуховой недостаточностью.

У людей с нарушением слуха доминирует зрительное восприятие, следовательно, процесс запоминания опирается на зрительные образы.

При работе с инвалидами, имеющими нарушение слуха необходимо организовать помощь в доступной для них форме (сурдоперевод или общение в письменной форме) при оформлении документов, при проведении переговоров с работодателями, а также по созданию для них подходящих условий труда и помощи в оборудовании рабочего места.

При разговоре и дальнейшем трудоустройством, а также местом работы с инвалидом с нарушениями функции слуха рекомендуется:

– делать паузы;

– говорить медленно, глядя в лицо собеседнику;

– при необходимости повторять фразы, выстраивая слова в том же порядке;

– не показывать раздражения, вызванного непониманием речи; стараться чаще использовать текстовые сообщения.

– с интеллектуальными нарушениями

Инвалиды с нарушениями интеллектуального уровня больше, чем кто-либо нуждаются в оказании помощи на всех этапах трудоустройства и адаптации на рабочем месте: при оформлении документов при трудоустройстве; ведении переговоров с работодателем; в решении возникающих на рабочем месте проблем (с работодателем, с руководством, с коллегами и пр.), при освоении трудовых функций, а также формировании и освоении маршрута передвижения к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры.

Рекомендации для специалистов трудового сопровождения инструкции должны быть предельно понятными и последовательными (упрощенные и доступные для восприятия).

Рекомендуется:

– попросить инвалида повторить инструкцию;

– учитывать сложности в планировании, с которыми сталкиваются такие инвалиды, задачу следует разбивать на части;

– учитывать краткосрочную мотивацию, следует поощрять таких инвалидов после каждого выполненного этапа задания;

– не следует менять задания, поскольку таким людям сложно переносить сформированный навык на новую задачу;

– необходимо учитывать скудость словарного запаса таких инвалидов и строить диалог с ними с учетом этой особенности, не употребляя абстрактных выражений;

– необходимо поддерживать в подопечном адекватную самооценку, воздерживаясь от незаслуженных похвал и постоянной критики.

Доступность до рабочего места, по территории работодателя, обеспечение доступа в помещения.

Основные параметры доступности:

– наличие информации о работе общественного транспорта, приближенного к организации, стоянках автотранспорта, схема движения по территории;

– отсутствие порогов и ступеней при входе в помещения; ровное нескользящее напольное покрытие, возможно с напольными индикаторами (указание направления движения);

– отсутствие препятствий на пути передвижения;

– оборудование поручнями маршрутов движения;

– простая маршрутизация для инвалидов каждой категории;

– наличие информации, необходимой для передвижения по территории и внутри помещений организации, в том числе наличие табличек (с контрастным дизайном, дублированием шрифтом Брайля);

– достаточная ширина проходов и просторные габариты помещений; освещение и снижение шумов;

– оборудование мест отдыха и ожидания помощи для инвалидов;

– оборудование кнопками вызова помощи у входов, мест отдыха и ожидания помощи, туалетных кабин для инвалидов;

– наличие необходимых ассистивных приспособлений для преодоления существующих барьеров для каждой группы инвалидов;

– уровень подготовки персонала для понимания потребностей и особенностей людей с инвалидностью.

Общие рекомендации по организации доступной среды

Основные формы инвалидностиРекомендации по доступной среде
Инвалиды, передвигающиеся на креслах-коляскахУдобное размещение информации, устранение барьеров на пути движения, организация работы помощников
Инвалиды с нарушениями функции опорно¬двигательного аппаратаОрганизация для инвалидов, не действующих руками – помощь при выполнении необходимых действий. При нарушении функции ног – устранение барьеров на пути движения
Инвалиды с нарушениями зренияУстранение физических барьеров на пути движения, предоставление информации в доступном виде (укрупненный шрифт, плоско-точечный шрифт Брайля, контрастные знаки), допуск тифлопереводчика, допуск собаки- проводника
Инвалиды с нарушениями слухаУстранение барьеров по предоставлению информации, допуск сурдопереводчика
Инвалиды с нарушениями умственного развитияУстранение барьеров по предоставлению информации («ясный язык» или «легкое чтение», организация сопровождения)

Доступность пути передвижения работнику-инвалиду необходимо формировать с учетом его потребности (в соответствии с ограничениями функций жизнедеятельности), без потенциальной угрозы нанести травму или вред здоровью. Чтобы работнику было удобно, быстро и безопасно добраться до своего рабочего места.

Необходимо также обеспечить доступность к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, а также в санитарно-технические помещения (туалеты), места приема пищи и другие помещения, которые необходимо будет посещать в процессе исполнения трудовых обязанностей.

Самый простой, доступный и эффективный способ – это пройти вместе с работником весь путь по маршрутам, которыми тот будет пользоваться ежедневно в течение рабочего дня.

Иногда, выполняя работу по определению пути следования работника- инвалида по территории работодателя, первоначальное место нахождения рабочего места необходимо изменить и переместить ближе к входу или по объективным причинам к санузлу, или к помещению для приема медицинских препаратов. Возможно, потребуется расположить рабочее место в наиболее приемлемом месте, при этом сократив путь к нему.

В целях обеспечения беспрепятственного доступа к рабочим местам, инвалидов, нуждающихся в такой помощи, необходимо обеспечить:

– выделение на стоянке работодателя специальных парковочных мест для автотранспорта;

– оборудование схем передвижения инвалидов и автотранспорта инвалидов по прилегающей территории;

– оборудование зданий элементами доступности (пандусы, поручни, подъемники, широкие дверные проемы, кнопки вызова помощи и другие) и элементами навигации для информирования инвалидов по пути передвижения (информационные таблички с надписями (возможно контрастного дизайна)), пиктограммы, тактильная информация, напольные индикаторы, акустическая информация) в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере доступности;

– оборудование элементами доступности санитарно-гигиенических помещений;

– наличие в учреждениях технических средств реабилитации для инвалидов, позволяющих передвигаться по территории и внутри здания (кресло-коляска, ходунки, подъемное устройство, и другие).

Оборудование (оснащение) рабочего места инвалида

Для адаптации инвалида на рабочем месте необходимо создать условия для его нормальной работы непосредственно на рабочем месте.

Инвалид может работать на рабочем месте, которое включает в себя полный перечень оборудования для обеспечения трудового процесса (этапов или определенных операций (функций) трудового процесса) в обычном режиме, а может быть оборудовано (оснащено) под нужды инвалида, имеющего ограничения жизнедеятельности. Такие рабочие места называют специальными.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности (статья 22 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”).

Рекомендации по оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест содержатся в приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Рекомендации по оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест представляются для инвалидов следующих категорий:

– инвалидам по зрению – слепым (незрячим) и слабовидящим;

– инвалидам с одновременным нарушением функции зрения и слуха (слепоглухим);

– инвалидам по слуху – глухим и слабослышащим;

– инвалидам с нарушением функции опорно-двигательного аппарата;

– инвалидам, передвигающимся на креслах-колясках.

Для принятия решения о необходимости, либо отсутствия необходимости для оборудования (оснащения) рабочего места, требуется изучить ИПРА инвалида. Данные сведения содержатся в соответствующем разделе ИПРА инвалида: «Рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида». Кроме того необходимо использовать информацию «Показания к проведению реабилитационных и абилитационных мероприятий».

. Если соответствующие разделы ИПРА инвалида заполнены, то оснащение (оборудование) рабочего места:

ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Далее необходимо сопоставить данные рекомендаций из ИПРА инвалида с условиями труда на конкретном рабочем месте, на которое трудоустраивается инвалид.

Дополнительно рекомендуется использовать Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 декабря 2020 г. N 40 “Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда” (п. 3.3.).

Создание условий и оказание помощи при организации дистанционной работы или рабочего места на дому.

При приеме на работу инвалидов с тяжелыми расстройствами функций организма можно организовать работу на дому или дистанционно.

Особенности регулирования труда надомников и дистанционных работников регламентируются главой 49 и 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

При организации рабочих мест на дому необходимо учитывать, что условия исполнения трудовых процессов допускается только для лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки работы по профессии (специальности), либо могут быть обучены навыкам исполнения определенной работы.

Следует учитывать, что при выполнении работы на дому, требуется выстраивание логистики (доставка материалов, сырья, инструментов для выполнения работы и вывоз готовых изделий, продукции).

Дистанционная работа предполагает работу вне стационарного рабочего места с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», установку дополнительного программного обеспечения для обмена документами с обеих сторон.

Особенности режима рабочего времени и отдыха дистанционного работника, оговариваются в трудовом договоре.

С работниками, принятыми на организованные рабочие места на дому или с исполнением работы дистанционно должна быть предусмотрена обязательная двусторонняя связи по телефону, либо по телекоммуникационной сети, чтобы при необходимости работник инвалид мог получить информацию, относящуюся к выполнению рабочей функции.

Специальная оценка условий труда проводится на рабочих местах всех сотрудников. Исключение составляют рабочие места: надомников и дистанционных работников. Специальная оценка может быть проведена для отдельных операций, выполняемых инвалидом на рабочем месте.

Предоставление инвалиду помощи наставником

В соответствии с пунктом 7 статьи 13.1 Закона о занятости от 19.04.1990 № 1032-1 работодателем из числа работников и с их согласия могут быть определены наставники, которые в целях осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида:

– содействуют ему в освоении трудовых обязанностей;

– вносят работодателю предложения по вопросам, связанным с созданием инвалиду условий для доступа к рабочему месту и с дополнительным оборудованием (оснащением) его рабочего места.

Работодатель, принимая решение о возложении на работника функции наставничества при трудоустройстве инвалида должен, в первую очередь, заручиться согласием работника на исполнение дополнительной функции. Издать приказ с указанием периода стажировки, размера оплаты за наставничество, а также подписать дополнительное соглашение к трудовому договору наставника о возложении на него обязанностей по наставничеству.

Разрабатывается план работы наставника, в котором предусматривается следующая помощь инвалиду при освоении им трудовых функций на рабочем месте:

– знакомит с правилами внутреннего трудового распорядка и техники безопасности; с особенностями работы в организации;

– оказывает помощь в осуществлении типовых должностных обязанностей, согласно должностной инструкции;

– консультирует инвалида по освоению практических навыков выполнения трудовой функции, по качеству выполняемой им работы;

– вносит работодателю предложения об обеспечении доступа инвалиду к рабочему месту и (или) необходимости оснащения его рабочего места дополнительным оборудованием.

Задача наставника состоит и в том, чтобы способствовать толерантному отношению коллектива к работнику инвалиду, необходимо оказывать помощь по взаимодействию с коллегами, руководством организации. Необходимо создать атмосферу доброжелательности, помощи, уважения и готовности прийти на помощь в случае необходимости.

Размер предоставляемого возмещения затрат на организацию наставничества одного трудоустраиваемого стажера-инвалида составляет: компенсацию заработной платы инвалида (в размере минимальной заработной платы, установленной в соответствующем субъекте РФ) с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и доплату наставнику в размере половины установленного минимального размера заработной платы в субъекте РФ, также с учетом обязательных отчислений в государственные внебюджетные фонды.

Рекомендовано осуществление наставничества одним работником в отношении не более пяти стажеров.

Обжалование действий в непредставлении услуги.

При предоставлении государственной услуги заявитель и иные заинтересованные лица имеют право подать жалобу на действие (бездействие) и (или) решение министерства, центра занятости населения, МФЦ и (или) их должностных лиц и работников, осуществляемое или принятое в ходе предоставления государственной услуги (далее – жалоба).

Органом государственной власти, в который может быть направлена жалоба, является министерство труда и социальной защиты .

Жалоба на решение и действие (бездействие) руководителя министерства подается заместителю председателя правительства субъекта РФ (в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным в установленном порядке).

Жалобы на решения и действия (бездействие) сотрудника центра занятости населения подаются руководителю центра занятости населения.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя центра занятости населения подаются руководителю Территориального управления ЦЗН.

Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ подаются учредителю МФЦ или уполномоченному в соответствии с действующим законодательством должностному лицу.

Жалоба на решения и действия (бездействие) министерства, учреждения, должностного лица министерства, сотрудника центра занятости населения может быть подана заявителем через МФЦ.

Также жалобы могут быть поданы через портал Госуслуги.

В случае несогласия с ответом на жалобу в вышестоящие органы, необходимо для защиты своего права обратиться в судебные органы, в соответствии с требованиями, предусмотренными Кодексом административного судопроизводства РФ или Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.