
Одним из принципов охраны здоровья граждан в РФ является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также – ФЗ № 323).
В силу статьи 4 ФЗ №323 охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона №323).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 ФЗ №323).
Статьей 29 ФЗ №323 определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 ФЗ №323).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона №323 ).
Согласно части 1 статьи 43 ФЗ №323 гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 ФЗ №323).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 – Е14).
Диабет входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики) отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890).
Препараты для лечения сахарного диабета (в частности, инсулины и их аналоги, метформин, глибенкламид) относятся к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно также
- при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме,
- при оказании специализированной,
- скорой медицинской помощи,
- паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях,
- условиях дневного стационара и при посещениях на дому
(ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р).
В детских садах, школах, детских лагерях и иных образовательных и оздоровительных организациях ребенок, страдающий сахарным диабетом, обеспечивается, в частности, индивидуальным питанием на основании заявления родителя (законного представителя) и подтверждающих заболевание документов (п. п. 1.1, 1.2, 2.1, 3.1 МР 2.4.0162-19. 2.4. Методических рекомендаций, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.12.2019).
В отдельных регионах предусмотрена дополнительная поддержка для лиц, страдающих диабетом. Так, в Москве в случае отсутствия на день обращения к лечащему врачу за рецептом необходимых лекарственного препарата или медицинского изделия, назначенных по категории заболевания “диабет”, производится компенсационная выплата на их приобретение (п. п. 1, 6.2, 6.3 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 26.11.2019 N 1551-ПП).
В соответствии с Приказом № 328 для получения лекарств и медицинских изделий нужно обратиться в «лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее первичную медицинскую помощь», то есть в поликлинику по месту жительства, а для получения специализированного лечебного питания — в лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медико-генетическую помощь (там, где ребенка наблюдает генетик). Если в вашем населенном пункте есть только фельдшерско-акушерский пункт, рецепт может выписать фельдшер.
Существует 2 основания для обеспечения специализированным лечебным питанием:
первое – в рамках набора социальных услуг в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» (здесь важно отнесения к категории, имеющих право на НСУ). Распространяется также на лечебное питание, которое входит в соответствующий Перечень и включено в стандарт оказания медицинской помощи при определенном заболевании. Обеспечивается за счет федерального бюджета.
Вторым основанием является решение врачебной комиссии (не в рамках НСУ) за счет средств регионального бюджета (ч.15 ст.37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Распространяется в том числе на специализированные продукты лечебного питания, не входящие в Перечень и соответствующий стандарт оказания медицинской помощи. В данном случае питание назначается при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям).
Важно!
Если в поликлинике отказывают в проведении врачебной комиссии для рассмотрения вопроса о назначении лечебного питания, не входящего в Перечень или в стандарт медицинской помощи, необходимо подать заявление на имя главного врача медицинской организации.
В случае получения письменного отказа на заявление вы можете обратиться с жалобами в территориальный орган Росздравнадзора, Министерство/департамент здравоохранения региона и прокуратуру.
Рецепт выписан. Что дальше?
В поликлинике или в фельдшерско-акушерском пункте должны предоставить информацию об аптечных учреждениях, где можно получить нужный препарат, медицинское изделие или специализированное питание.
Если его в аптеке нет, рецепт должны принять на отсроченное обслуживание. Информацию о рецепте должны внести в журнал отсроченного спроса и в течение 10 рабочих дней с даты обращения в аптеку обеспечить по нему всем необходимым.
Если этого не происходит, вы имеете право обратиться с жалобой в Росздравнадзор.
Ссылайтесь на пункт 2.5.Приказа № 328, согласно которому «отпуск аптечными учреждениями изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (за исключением синонимической и аналоговой замены) осуществляется в порядке, установленном для отпуска лекарственных препаратов», а также на Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 г. № 403н, регламентирующий порядок отпуска из аптеки.
Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания, обязан проинформировать его о возможности их бесплатного получения. Эта обязанность указана в части 4 ст. 70 ФЗ №323 . Если врач отказывается выписать льготный рецепт, а вы знаете, что рекомендованный препарат входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), и вы имеете право на его бесплатное получение, следует обратиться к заведующему отделением.
Если вновь получили отказ либо отговорки, нужно подать письменное заявление на имя главного врача вашего медицинского учреждения.
Если вы после этого получили письменный отказ от главврача поликлиники, то далее можете подать жалобу в министерство/департамент здравоохранения вашего региона, территориальный орган Росздравнадзора и в прокуратуру.
! Если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Можно ознакомиться с положительной судебной практикой в этом вопросе: https://sudact.ru/regular/doc/PwmU0HY9LTUc/?regular-txt=%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC+%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%82%D0%B5®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=®ular-date_from=®ular-date_to=®ular-workflow_stage=®ular-area=®ular-court=®ular-judge=&_=1617976205110&snippet_pos=256#snippet
Таким образом, право на бесплатное получение лекарственных средств является одним из направлений реализации конституционного права на медицинскую помощь каждого гражданина.
Юридический материал готовят юристы с инвалидностью. Поддержи их!
Проект реализуется при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, Гранта Фонда Потанина, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы