Профессиональное заболевание – это хроническое или острое заболевание застрахованного вследствие воздействия на него вредных производственных факторов, которые повлекли временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности (абз. 11 ст. 3 Закона № 125-ФЗ).
Профессиональные заболевания
острые | Хронические |
заболевания, развившиеся внезапно, после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных производственных факторов.(абз. 1 п. 4 Положения о расследовании профзаболеваний).Примером острого профессионального заболевания может являться лучевая болезнь, возникшая в результате аварии на ядерно опасном объекте. | заболевания, которые возникают в результате длительного воздействия вредных факторов(абз. 2 п. 4 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 (далее – Положение о расследовании профзаболеваний)).Например, причиной хронических профессиональных заболеваний органов дыхания сварщиков могут являться поступающие в зону дыхания сварочные аэрозоли, которые содержат железо, кремний, никель, титан, медь, алюминий и другие металлы (п. 1.2.4 Межотраслевых правил по охране труда при газоплазменной обработке материалов, утвержденных Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 № 55). |
Для того чтобы профессиональное заболевание было признано страховым случаем, необходимо соблюдение двух условий (пп. 5 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ, Положение о расследовании профзаболеваний):
- профзаболевание работника должно быть установлено медицинской организацией в надлежащем порядке;
- обстоятельства и причины профзаболевания должны быть расследованы работодателем.
Первоначально заболевание выявляется при обращении работника в учреждение здравоохранения. Если при этом будут обнаружены признаки острого или хронического профзаболевания, то медучреждение направит работодателю Извещение об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления) (п. 7 Положения о расследовании профзаболеваний). Его форма утверждена Приказом Минздрава России от 28.05.2001 № 176 (Приложение № 1).
Отметим, что ФСС РФ полагает, что работодатель, получивший извещение о предварительном диагнозе, должен сообщить в орган ФСС РФ о «подозрении на страховой случай». Такие разъяснения даны в абз. 4 разд. 5 Обзора по вопросам экспертизы страховых случаев в связи с профессиональным заболеванием, направленного Письмом ФСС РФ от 29.04.2005 № 02-18/06-3810 (далее – Обзор экспертизы страховых случаев).
Полагаем, что какие-либо правовые основания для такого вывода отсутствуют.
За этим следует особая процедура, результатом которой является заключительный диагноз заболевания (п.п. 7-18 Положения о расследовании профзаболеваний, разд. I-III Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967, утвержденной Приказом Минздрава России от 28.05.2001 № 176 (далее – Инструкция о порядке расследования профзаболеваний))
Порядок установления заключительного диагноза | |
Острое заболевание | Хроническое заболевание |
1. Учреждение здравоохранения направляет извещение о профзаболевании в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора | |
в течение суток | в 3-дневный срок |
2. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника <Инструкция по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания утверждена Приказом Роспотребнадзора от 31.03.2008 № 103> и … | |
направляет ее в медучреждение по месту жительства или по месту прикрепления работника | в 2-недельный срок со дня получения извещения представляет ее в учреждение здравоохранения, где был установлен предварительный диагноз |
3. Учреждение здравоохранения | |
на основании клинических данных состояния здоровья работника и санитарно-гигиенической характеристики условий его труда:устанавливает заключительный диагноз;составляет медицинское заключение;в 3-дневный срок направляет извещение о диагнозе в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, в орган ФСС РФ и в учреждение здравоохранения<Инструкция по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания утверждена Приказом Роспотребнадзора от 31.03.2008 № 103> | в месячный срок направляет больного на обследование в профильное учреждение (центр профессиональной патологии) |
— | 4. Профильное учреждение: устанавливает заключительный диагноз;составляет медицинское заключение;в 3-дневный срок направляет извещение о диагнозе в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, в орган ФСС РФ и в учреждение здравоохранения<Форма Извещения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), его уточнении или отмене утверждена Приказом Минздрава России от 28.05.2001 № 176 (Приложение N 3)> |
Медицинское заключение о наличии профзаболевания с указанием заключительного диагноза выдается на руки работнику, а также направляется в орган ФСС РФ (п. 15 Положения о расследовании профзаболеваний).
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЗАБОЛЕВАНИЯ
Если вы получили из медучреждения Извещение об установлении заключительного диагноза профзаболевания вашему работнику, вы должны сообщить об этом в орган ФСС РФ. Сделать это нужно в течение суток (пп. 6 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ) < Если вы не сообщите в орган ФСС РФ о страховом случае, вам грозит административная ответственность в виде штрафа (ст. 15.34 КоАП РФ). Для организаций он предусмотрен в размере от 5000 до 10 000 руб., для должностных лиц – от 500 до 1000 руб., для граждан – от 300 до 500 руб.>. Форма Сообщения о страховом случае, которое вы должны направить в орган ФСС РФ, утверждена Приказом ФСС РФ от 24.08.2000 № 157 (Приложение № 1).
Одновременно работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания (пп. 5 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ, п. 19 Положения о расследовании профзаболеваний).
Начать нужно с создания комиссии по расследованию профзаболевания. Работодатель должен сделать это в течение 10 дней после получения Извещения о заключительном диагнозе. Решение о создании комиссии организация оформляет приказом руководителя. В состав комиссии, возглавляемой врачом центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, входят представители работодателя, специалист по охране труда, а также представители учреждения здравоохранения и профсоюза (п. 19 Положения о расследовании профзаболеваний).
Решение по итогам расследования комиссия принимает на основании следующих документов (п. 25 Положения о расследовании профзаболеваний):
- приказ о создании комиссии;
- санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника;
- сведения о проведенных медицинских осмотрах;
- выписка из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний работника по охране труда;
- экспертные заключения специалистов, результаты исследований и экспериментов;
- медицинская документация о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью работника;
- другие материалы по усмотрению комиссии.
Результатом работы комиссии будет Акт о случае профессионального заболевания (п. 27 Положения о расследовании профзаболеваний). Его форма приведена в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 15.12.2000 № 967.
Акт составляется в течение трех дней после окончания расследования. Один из его экземпляров направляется в орган ФСС РФ (п. 31 Положения о расследовании профзаболеваний).
Данный документ не устанавливает диагноз профзаболевания. Но именно он подтверждает причинно-следственную связь между заболеванием и вредными условиями труда работника (п. 30 Положения о расследовании профзаболеваний, абз. 4 разд. 4 Обзора экспертизы страховых случаев). А значит, только при наличии этого акта профзаболевание признается страховым случаем.
Действующий в Российской Федерации список профессиональных заболеваний (утвержден в 1996 г.) включает 150 заболеваний. Он состоит из трех разделов. Первый содержит наименование болезней в соответствии с Международной классификацией болезней.
Во втором разделе Списка приведены опасные, вредные вещества и производственные факторы, воздействие которых может вызывать конкретные указанные заболевания;
Третий раздел содержит примерный перечень проводимых работ и производств, где могут возникать те или иные профессиональные заболевания.
Список профессиональных заболеваний является основным документом, который используется при установлении диагноза профессионального заболевания, решении вопросов экспертизы трудоспособности, медико-социальной и трудовой реабилитации, а также части вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного работнику в связи с повреждением здоровья.
При начальных легких формах профессиональных заболеваний может быть дано заключение о необходимости прекращения работы в конкретных производственных условиях и рациональном трудоустройстве на новом рабочем месте.
Работа в условиях превышения гигиенических нормативов является нарушением законодательства Российской Федерации и основанием для использования контролирующими организациями прав, предоставленных им законом, для применения санкций за вредные и опасные условия труда.
Каждый работник должен получать полную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защиты, режимах труда и отдыха, медико-профилактических мероприятиях, мерах по сокращению контакта с вредным фактором.
ТК РФ Статья 184. Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании
При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.
Лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания |
Лица, выполняющие работу на основании трудового договора, получившие повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке, при необходимости санаторно-курортного лечения, имеют право на оплату расходов на проезд к месту лечения и обратно. Проезд также оплачивается сопровождающему лицу, если сопровождение требуется по медицинским показаниям (ст. 3, п. 1 ст. 5, пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 8 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ; разд. VIII Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 N 286).
1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” устанавливает условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – застрахованное лицо), являющихся страховыми случаями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страховой случай).
Порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, в период отбывания ими наказания (далее – застрахованный осужденный) определяется разделом VIII(1) настоящего Положения.
2. Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица включают в себя расходы на:
а) медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному лицу, осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности
б) приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий;
в) посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным лицом, в том числе осуществляемый членами его семьи;
г) санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах (далее – санаторно-курортное лечение), а также проживание и питание застрахованного лица, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно;
д) изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;
е) обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;
ж) обеспечение транспортным средством (автомобилем необходимой модификации) (далее – транспортное средство) при наличии соответствующих медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;
з) профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования;
и) проезд застрахованного лица и проезд сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, для получения медицинской помощи непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, включая медицинскую реабилитацию, санаторно-курортного лечения в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), получения транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации, а также по направлению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – страховщик) для проведения освидетельствования (переосвидетельствования) федеральным учреждением медико-социальной экспертизы и проведения экспертизы связи заболевания с профессией учреждением, осуществляющим такую экспертизу.
3. Оплате подлежат дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица при наличии прямых последствий страхового случая.
4. Оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица производится страховщиком за счет средств, предусмотренных на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Оплата отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) производится страхователем и засчитывается в счет уплаты страховщику страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5. Решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу, принимается страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, составленной застрахованному лицу бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы с участием страховщика по установленной форме (далее – программа реабилитации пострадавшего).
Страховщик в порядке межведомственного электронного взаимодействия в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления застрахованным лицом (его доверенным лицом) запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации для застрахованных лиц, признанных инвалидами, или в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) медико-социальной экспертизы для застрахованных лиц, не признанных инвалидами, сведения из программы реабилитации пострадавшего, содержащие рекомендации о соответствующих видах медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
Межведомственный запрос направляется страховщиком в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Застрахованное лицо (его доверенное лицо) вправе по собственной инициативе в качестве необходимых сведений представить программу реабилитации пострадавшего, составленную застрахованному лицу бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы с участием страховщика по установленной форме.
Решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу, принимается страховщиком в течение 10 дней с даты поступления заявления застрахованного лица (его доверенного лица) со всеми необходимыми документами (их заверенными копиями), определяемыми страховщиком для каждого страхового случая.
6. Решение об оплате расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу принимается страховщиком на основании представляемых страхователем извещения о тяжелом несчастном случае на производстве, произошедшем с застрахованным лицом, акта о расследовании тяжелого несчастного случая на производстве с документами и материалами расследования этого несчастного случая на производстве, прилагаемыми к акту. Документы, прилагаемые к указанному акту, включают в том числе медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения здоровья застрахованного лица врачебной комиссии медицинской организации независимо от ее организационно-правовой формы, имеющей выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление медицинской деятельности и оказывающей медицинскую помощь застрахованному лицу (далее соответственно-медицинское заключение, медицинская организация).
Указанное решение принимается страховщиком в течение 3 дней с даты поступления необходимых документов.
7. О принятом решении об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, а также о принятом решении об оплате расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу либо об отказе в оплате указанных расходов страховщик в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме застрахованному лицу (его доверенному лицу), медицинской организации и страхователю.
При этом в случае отказа в оплате указанных расходов сообщаются его причины.
8. Если застрахованное лицо одновременно имеет право на бесплатное или льготное получение одних и тех же видов помощи, обеспечения или ухода в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, ему предоставляется право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения или ухода по одному основанию.
9. Оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица приостанавливается или прекращается по решению страховщика в случае:
а) если застрахованное лицо не прошло переосвидетельствование в установленные бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы сроки;
б) отказа застрахованного лица (его доверенного лица) от выполнения рекомендованных в программе реабилитации пострадавшего мероприятий;
в) смерти застрахованного лица.
10. Отказ застрахованного лица от выполнения мероприятий, рекомендованных в программе реабилитации пострадавшего, оформляется письменным заявлением застрахованного лица (его доверенного лица). В случае отказа застрахованного лица (его доверенного лица) представить указанное заявление страховщиком делается соответствующая отметка в личном (учетном) деле застрахованного лица.
ПРОФИЛАКТИКА
Профилактика профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний
Профилактика профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний состоит из системы мер, направленных на снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний работников, предотвращения или замедления их прогрессирования, уменьшения неблагоприятных последствий. Она включает мероприятия медицинского (санитарно-гигиенического, лечебно-профилактического), экономического, правового (государственного) характеров.
Профессионально обусловленные заболевания
К профессионально обусловленным заболеваниям относятся заболевания сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца), нервно-психические заболевания типа невроза, болезни опорно-двигательного аппарата (например, пояснично-крестцовый радикулит), ряд заболеваний органов дыхания и др.
В целом профилактика указанных заболеваний осуществляется путем законодательного регулирования факторов риска (например, установление ПДК и ПДУ) и реализации целевых программ по формированию здоровых безопасных условий труда и быта на производстве, адекватной системы медико-санитарного и медико-социального обеспечения работников.
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Перечень вредных и опасных производственных факторов, при наличии которых работники обязательно должны проходить предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения таких осмотров утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н <1>.
——————————–
<1> Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда” (далее – Приказ N 302н).
Мнение. Катерина Васильева, ведущий юрист ООО “Инс-ТРЕЙД”
Добавим, что с 07.01.2020 вступили в силу поправки в указанный Приказ. Они внесли незначительные корректировки в Перечень, а также изменили порядок проведения медосмотров. Например, теперь медорганизация в течение 5 дней после медосмотра сама должна направлять работодателю экземпляр медзаключения. Ранее, напомним, результаты обследования представлял работник.
Поменялся и текст заключения. Теперь работодатель сможет узнать о медицинских противопоказаниях, а также вредные факторы или виды работ, в отношении которых выявлены противопоказания, и группу здоровья сотрудника.
Кроме того, с 01.07.2020 начали действовать поправки, согласно которым:
– сотрудников нужно будет направлять на медосмотр в центр профпатологии впервые при стаже работы 5 лет во вредных и (или) опасных условиях труда.
Далее – каждые 5 лет;
– работников, имеющих стойкие последствия несчастных случаев на производстве, придется направлять на периодические осмотры в центрах профпатологии один раз в 5 лет;
– тех, кто имеет заключение о предварительном диагнозе профзаболевания, должны направлять в центры профпатологии в течение 1 месяца с момента подозрения на связь заболевания с профессией.
Если сотрудники выполняют работу, в которой присутствуют вредные и (или) опасные производственные факторы, содержащиеся в указанных выше перечнях, то работодатель должен отслеживать, чтобы эти работники своевременно проходили соответствующие медосмотры. При этом платить за них должен работодатель (ч. 8 ст. 213 ТК РФ).
В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции у работодателей возник вопрос, как быть с предварительными и периодическими медосмотрами сотрудников. Многие компании получили письма из медорганизаций, с которыми заключен договор, о том, что они прекратили их проведение в связи с угрозой распространения коронавируса и проведут их позже, в дополнительно согласованные сроки. Другие работодатели просто не хотят рисковать здоровьем сотрудников, отправляя в поликлиники и медицинские центры на обследование. Поэтому организации интересуются: можно ли отложить проведение медосмотров, а сотрудникам продолжить трудиться?
Представители Роструда в многочисленных консультациях на сайте онлайнинспекция.рф <2> посчитали, что ответ на этот вопрос будет зависеть от того, принято ли на территории субъекта РФ, где работодатель ведет деятельность, полномочным органом в сфере охраны здоровья решение о приостановлении проведения медосмотров <3>. Чиновники сослались на Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 13.03.2020 N 201 “О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19”, в котором предписано государственным медорганизациям отменить на время действия Приказа профилактические медицинские осмотры.
<3> Пункт 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О благополучии населения”, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 N 2 “О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV”, от 31.01.2020 N 3 “О проведении дополнительных санитарно-профилактических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV”, от 02.03.2020 N 5 “О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)”.
Работодателю, следует проверить, есть ли аналогичное решение по его региону. Если есть, то он имеет право перенести проведение медосмотра работников. Если же нет, то работодателю придется отстранить от работы сотрудников и оплатить как простой (в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя). Вины работодателя в непроведении медосмотра в этом случае не будет, что исключает возможность его привлечения к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ. После того, как медорганизация начнет снова проводить осмотры, работодатель должен будет направить таких сотрудников на их прохождение.
Однако Роструд не учел, что речь в упомянутом Приказе идет не о предварительных и периодических, а о профилактических медосмотрах (ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”). Поэтому следовать консультациям Роструда в данном случае может оказаться рискованным.
Справедливости ради надо отметить, что встречаются региональные акты, где речь идет не только о профилактических, но также о предварительных и периодических осмотрах. В частности, работодатели, ссылались на Постановление Главного государственного санитарного врача по г. Санкт-Петербургу от 23.03.2020 N 3 “О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в Санкт-Петербург”, где запрещены в том числе и эти виды осмотров.
На фоне этих консультаций Минпромторг России направил главам регионов для руководства в работе и неукоснительного соблюдения указания по работе организаций и объектов, обеспечивающих функционирование товаропроводящей сети (письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 03.04.2020 N МД-23185/15). В документе ведомство потребовало обеспечить работу организаций, осуществляющих медосмотр и оформление личных медкнижек для работников, которым в соответствии с законодательством требуется их оформление и деятельность которых связана с производством, транспортировкой, переработкой, хранением, реализацией продуктов питания.
Юридический материал готовят юристы с инвалидностью. Поддержи их!
Проект реализуется при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, Гранта Фонда Потанина, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы