
Согласно правовым нормам Всеобщей декларации прав человека (ст. 13), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12), Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.2), каждый человек имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Регистрация по месту жительства – это регистрация по месту, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Она указывается в паспорте и прекращается только при выписки гражданина по его желанию или по решению суда.
Регистрация по месту пребывания (временная регистрация) оформляется, если гражданин находится более 90 дней в регионе, в котором у него нет постоянной прописки. Такая регистрация может понадобиться для трудоустройства, оформления документов на получение ряда услуг и тд.
Необходимо понимать, что в соответствии с Законом РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” и Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, такая регистрация является обязательной, за исключением случаев, когда место временного пребывания находится в том же субъекте РФ, что и место постоянного проживания гражданина.
Регистрация по месту пребывания возможна на срок от 90 суток до 5 лет. Она не влечёт за собой прекращения постоянной регистрации (регистрации по месту жительства).
Наличие временной регистрации является необходимым по ряду причин:
В первую очередь, как уже отмечалось выше, временная регистрация обязательно при проживании свыше 90 дней в регионе, в котором у гражданина нет постоянной прописки. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает санкцию в виде штрафа за отсутствие такой регистрации. Кроме того, некоторые работодатели не принимают на работу сотрудников, не имеющих хотя бы временной регистрации, что впрочем не имеет законного обоснования и является просто сложившейся реальной практикой. Понадобится она и при прикреплении к поликлинике, а также для оформления ребёнка в детский сад или школу. Хотя в соответствии с законом, отсутствие регистрации не является основанием для отказа в приёме ребёнка в учебное заведение, и такое решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Наличие или отсутствие постоянной или временной регистрации не должно умалять или увеличивать права граждан, в том числе и в сфере социальной защиты, несмотря на то, что оформление многих услуг требует предоставления документа, подтверждающего наличие так называемой прописки.
Отсутствие регистрации (как постоянной, так и временной), не может являться основанием для отказа в предоставлении социальных услуг. Об этом говорит в частности абзац 2 ст. 3 вышеупомянутого Закона РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”. Такой же позиции придерживается и Конституционный суд в определении от 29.05.2003 № 209-О и других, а также Верховный суд РФ во многих его определениях.
Неправомерный отказ в предоставлении может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд.
В Судебной практике можно найти достаточно подобных разбирательств. Например, решение по делу № 2-3009/2019 2-3009/2019~М-1936/2019 М-1936/2019 от 18 июня 2019 г. по делу № 2-3009/2019, в котором гражданка обратилась в балашихинский городской суд с иском к Министерству социального развития о признании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, признании права на получение мер социальной поддержки, положенных ей в связи с инвалидностью. В обосновании иска истица указала, что является инвалидом 2 группы. По месту жительства она зарегистрирована в другом городе, где в настоящий момент не проживает, мерами социальной поддержки в виде льгот по оплате жилого помещения не пользуется. Проживает в собственной квартире в городе Балашихе, что подтверждается регистрацией по месту пребывания. Истица обратилась в Управление социальной защиты населения по г. Балашиха с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как инвалиду второй группы в виде 50% оплаты услуг ЖКХ, но получила решение об отказе в предоставлении выплаты ввиду отсутствия регистрации по месту жительства в Балашихе. Представитель ответчика с иском не согласился, поскольку истец не имеет регистрации по месту жительства. Исковые требования были удовлетворены судом.
Интересным представляется решение № 2-38/2018 2-38/2018 ~ М-17/2018 М-17/2018 от 21 февраля 2018 г. по исковому заявлению Пантелеева В.А. к Государственному казённому учреждению «Центр социальной защиты населения по Нехаевскому району» об установлении факта постоянного (преимущественного) проживания, признании незаконным отказа в предоставлении социальных услуг , возложении обязанности предоставить социальные услуги. Как установлено судом, истец зарегистрирован по месту пребывания и фактически проживает с 2005 года на территории Волгоградской области. Являясь инвалидом, он с указанного времени находился на надомном социальном обслуживании Государственного казённого учреждения социального обслуживания «Нехаевский центр социального обслуживания населения». Ранее предоставление социальных услуг гражданам было регламентировано Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов », который не устанавливал в качестве условия предоставления социальных услуг гражданам на территории конкретного субъекта Российской Федерации постоянное проживание на территории данного субъекта, однако, с введением в действие с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» вышеназванный Федеральный закон № 122-ФЗ признан утратившим силу. Во исполнение данного закона принят Закон Волгоградской области от 6 ноября 2014 года № 140-ОД «О социальном обслуживании граждан в Волгоградской области, в соответствии со ст.1 которого он распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих не территории Волгоградской области, а также беженцев. С учётом п.2 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ, согласно которому условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года, социальное обслуживание истца прекращено не было, несмотря на отсутствие документального подтверждения факта постоянного проживания на территории Волгоградской области, для истца была составлена индивидуальная программа и перезаключён договор, срок действия которых истёк – 11 января 2018 года. По истечении указанного срока в предоставлении социального обслуживания истцу отказано обжалуемым решением ответчика со ссылкой на отсутствие документального подтверждения факта постоянного (преимущественного) проживания на территории Волгоградской области.
Ответчик возражений не заявил, полагаясь на усмотрение суда.
Суд обращает внимание на то, что Пунктом 2.4 Порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Волгоградской области, (приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской обл. от 26 октября 2015 года № 1527 «О порядке признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Волгоградской области» в качестве документов, запрашиваемых посредством системы межведомственного информационного взаимодействия, предусмотрены, в том числе, сведения о регистрации гражданина по месту жительства – в органах регистрационного учёта ( в случае отсутствия отметки о месте жительства в документе, удостоверяющем личность, и непредставления гражданином соответствующего решения суда для подтверждения факта постоянного проживания на территории Волгоградской области), либо гражданин либо его представитель вправе представить указанные документы самостоятельно. Гражданину отказывается в социальном обслуживании в случае его обращения в центр, расположенный не по месту жительства гражданина, пребывания гражданина, при условии постоянного его проживания на территории Волгоградской области (п.2.9 Порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Волгоградской области). Таким образом, указанной нормой законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие закона на отдельную категорию граждан, постоянно проживающих на территории Волгоградской области.
При этом суд указывает на то, что в соответствии с нормами, о которых мы уже говорили ранее, отсутствие у гражданина постоянной регистрации не является основанием для ограничения прав. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 октября 2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, указал, что регистрация , в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учёта граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д.
Факт постоянного проживания Пантелеева В.А. на территории субъекта Российской Федерации – Волгоградской области, с 2006 года подтверждается, помимо пояснений директора ГКУ «ЦСЗН населения по Нехаевскому району» Фетюхина А.И., вр.и.Права граждан при регистрации по месту проживания или пребывания.о. директора ГКУ СО «Нехаевский ЦСОН» Гунгасова А.Г., данных ими в ходе судебного разбирательства, представленными суду письменными доказательствами, а также показаниями свидетелей С.Е.П. ( социального работника ГКУ СО «Нехаевский ЦСОН») и Н.Ф.М., которые суду пояснили, что Пантелеев В.А. на протяжении более десяти лет постоянно проживает в Волгоградской област. Каких-либо сведений о том, что истец постоянно (преимущественно) проживает в другом субъекте Российской Федерации, материалами дела не подтверждается. Таким образом, иск был удовлетворён.
Однако, есть в законе и случаи, когда отсутствие постоянной прописки всё же лишает человека права на получение некоторых видов социальной поддержки. В частности, речь о различных региональных выплатах. Так Положением «О назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы», утверждённым постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП “, установлено, что право на получение региональных выплат из бюджета Москвы имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, зарегистрированные на территории города Москвы по месту жительства (то есть имеющие постоянную регистрацию) и прожившие на территории города Москвы в общей сложности не менее 10 лет. В этот период также учитывается время проживания на территории, присоединённой к Москве. Исключение составляют ежемесячные индивидуальные доплаты пенсионерам – бывшим работникам органов исполнительной власти города Москвы и лицам, имеющим особые заслуги. Они выплачиваются независимо от наличия у пенсионера места жительства в Москве.
Юридический материал готовят юристы с инвалидностью. Поддержи их!
Проект реализуется при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, Гранта Фонда Потанина, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы