
Согласно федеральному законодательству, одним из специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидность/ с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
Тьютор и ассистент (помощник) – это люди ключевая задача которых сделать пребывание обучающегося с инвалидностью / с ОВЗ на территории образовательной организации максимально комфортным, они помогают и родителю (законному представителю) ребенка с инвалидностью / с ОВЗ и непосредственно ребенку компенсировать его психические и физические отклонения в развития.
Несмотря на то, что главная цель и тьютора, и ассистента – это помощь ребенку, между этими должностями есть несколько ключевых различий. Давайте разбираться подробнее.
Первое отличие – это требования к образованию.
Тьютор – это педагогический работник, который имеет высшее образование по направлению подготовки «образование и педагогика» и стаж работы от 2 лет.
Ассистент (помощник) – не является педагогическим работником, он может иметь среднее профессиональное образование, причем требования к направлению подготовки не предъявляются. Ассистенту достаточно пройти небольшой курс или инструктаж по направлению «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья». Требования к стажу работы не предъявляются.
Второе отличие – направления деятельности.
Тьютор – это педагогический работник, который разрабатывает и участвует в реализации образовательной программы, в рамках которой ребенок с инвалидностью / с ОВЗ может получить достойное образование.



Ассистент (помощник) получает информацию от родителя ребенка (законного представителя) и самого ребенка с инвалидностью/с ОВЗ о той помощи, которая ему потребуется, после чего оказывает техническую помощь ребенку с инвалидностью/ с ОВЗ:

Кто имеет право на тьютора и/или ассистента?
– Ребенок с инвалидностью
– Ребенок с ОВЗ
Как получить услуги тьютора и/или ассистента?
Если у вашего ребенка есть инвалидность, то в ИПРА должна быть запись о том, что ему необходимо сопровождение тьютора и/или ассистента. На основании ИПРА ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) выносит заключение. Если у ребенка с инвалидностью есть запись о необходимости сопровождения тьютором и/или ассистентом в ИПРА, то образовательная организация на основании данной записи может принять самостоятельное решение в предоставлении тьютора (при наличии такого сотрудника)
Если ваш ребенок имеет статус или пока не имеет статус учащегося с ОВЗ, то вам необходимо обратиться в ПМПК, обосновать необходимость сопровождения тьютором и/или ассистентом и получить заключение, в котором будет рекомендация на сопровождение тьютора и/или ассистента. На основании данного заключения образовательная организация будет обязана предоставить вашему ребенку тьютора и/или ассистента.
Что такое ПМПК и как её пройти можно прочитать здесь.
Если по каким-то причинам, комиссия посчитала, что вашему ребенку не нужен тьютор и/или ассистент и не вписала тьютора и/или ассистента в заключение, то вы, как родитель, в праве не подписывать такое заключение, а также имеете право на обжалование заключение ПМПК
Тьютор и/или ассистент предоставляется каждому обучающемуся индивидуально?
Всё зависит от потребности каждого отдельного ребенка, а также от количества детей с инвалидностью / с ОВЗ в конкретной общеобразовательной организации.
Согласно ФЗ «Об образовании» и Приказу Минобразования №1015 от 30 августа 2013 года, тьютор и/или ассистент предоставляется из расчета по одной штатной единице на каждые 1-6 учащихся с инвалидностью / с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.
На какое время предоставляется тьютор и/или ассистент?
В Заключении ПМПК указывается срок, на который ребенку с инвалидностью / с ОВЗ будет предоставлен тьютор и/или ассистент. Если срок не обозначен в заключении, то психолого-медико-педагогическим консилиумом школы решение о сроке предоставления может быть принято самостоятельно.
- на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
- на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
- на постоянной основе.
Срок может быть в дальнейшем пересмотрен в зависимости от динамики адаптации ребенка и освоения им образовательной программы.
При написании данного материала использовались следующие нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
Юридический материал готовят юристы с инвалидностью. Поддержи их!
Проект реализуется при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, Гранта Фонда Потанина, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы