Контроль в сфере предоставления социальных услуг осуществляется Федеральной службой по труду и занятости.
Также существует региональный государственный контроль, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
У получателя социальных услуг есть перечень прав согласно статье 9 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»:
- Уважительное и гуманное отношение.
- Получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг.
- Выбор поставщика или поставщиков социальных услуг.
- Отказ от предоставления социальных услуг.
- Защита своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Участие в составлении индивидуальных программ.
- Обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также право на надлежащий уход.
- Свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время.
- Социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона.
Если нарушены права в предоставлении социальных услуг, можно обратиться:
- В организацию социального обслуживания. Жалоба может быть направлена в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме на официальном сайте организации. Также её можно подать на личном приёме у руководителя или уполномоченного должностного лица.
- В уполномоченный исполнительный орган государственной власти в сфере социального обслуживания. Например, в управление социальной защиты населения по месту территориального расположения организации или в департамент социального развития региона.
- В уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ. Обычно это орган социальной защиты населения.
- К уполномоченному по правам человека. Например, в Москве можно обратиться к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации (ул. Мясницкая, д.47) по номеру: 8 (800) 707-56-67, или к уполномоченному по правам человека в городе Москве (ул. Новый Арбат, д.15, стр.1, 10 этаж).
- В прокуратуру. Например, в Тимирязевскую межрайонную прокуратуру города Москвы (ул. 800-летия Москвы, д.4, корп.1).
Также решения, принятые в ходе предоставления социальной услуги, действия или бездействие должностных лиц можно (а иногда и нужно) обжаловать в судебном порядке.
Чтобы правильно составить жалобу о нарушении прав в социальном обслуживании, необходимо указать:
- Фамилию, имя, отчество гражданина, который подает жалобу, его место жительства или пребывания.
- Фамилию, имя, отчество гражданина, от имени которого подается жалоба, его место жительства или пребывания (в случае законного представителя).
- Наименование учреждения, должности, имени и отчества сотрудника (при наличии информации), действие (бездействие или решение) которого нарушает требования к качеству предоставления социальной услуги и обжалуется.
- Существо обжалуемого действия (бездействия или решения).
Дополнительно к жалобе можно указать:
- причины несогласия с обжалуемым действием (бездействием или решением);
- обстоятельства, на основании которых получатель социальных услуг считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
- требования (о признании незаконным действия (бездействия) или об отмене решения);
- иные сведения, которые гражданин считает необходимым сообщить.
К жалобе можно приложить копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства. В таком случае в жалобе приводится перечень прилагаемых документов.
Жалоба подписывается подавшим её получателем социальных услуг (его законным представителем).
Если в письменном обращении НЕ указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не даётся!
Где можно проконсультироваться по вопросам нарушения прав гражданина в сфере социального обслуживания?
- Единая справочная служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы: 8 (495) 870-44-44 (круглосуточно)
- Единый контакт-центр (ЕКЦ) взаимодействия с гражданами по социальным вопросам Министерства труда и социальной защиты РФ: 8 800 1 000-001. По этому номеру можно обратиться по вопросам, входящим в компетенцию Социального фонда России, органов медико-социальной экспертизы, социальной защиты населения, а также по вопросам трудовых отношений.
- Горячая линия по вопросам стационарного социального обслуживания в Москве: 8 (495) 276-11-55
Материалы, которые могут быть полезны по данной теме
положение О Государственном контроле в сфере социального обслуживания
Материал подготовлен юристами с инвалидностью «Центра защиты прав инвалидов»
Чтобы максимально отстоять свои права и получить разъяснения вашего индивидуального случая, обращайтесь к профессиональными юристам.
Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов