
Законодательство России гарантирует инвалидам доступность объектов транспортной инфраструктуры. Для реализации этой гарантии предусмотрен ряд требований к транспортным средствам общественного пользования, которые призваны создать комфортные условия для пользования ими людьми с ограниченной мобильностью. Эти требования мы уже рассматривали в 1 из предыдущих статей.
Однако, не всегда есть возможность воспользоваться общественным транспортом, ведь его остановка может располагаться на довольно большом расстоянии от пункта назначения, которое в некоторых случаях непреодолимо для инвалида. Нередко людям с серьёзными ограничениями мобильности нужно доехать от двери до двери. Для этого существует такси, однако этот вид транспорта довольно дорогой. В связи с этим, некоторые регионы России длительное время предоставляют дополнительное транспортное обеспечение маломобильным гражданам в виде социального такси.
Кто может воспользоваться услугами социального такси?
Основные категории граждан, для которых предназначена данная услуга – это:
· Инвалиды (в том числе дети-инвалиды);
· Ветераны Великой Отечественной войны;
· Граждане с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
· Иные маломобильные граждане, специально предусмотренные Законодательством конкретного региона (многодетные семьи в Москве, граждане пенсионного возраста, имеющие особые заслуги перед отечеством в Челябинске и др).
Кроме того, маломобильный пассажир вправе взять в поездку сопровождающего. Количество сопровождающих в социальном такси также устанавливается регионами. В Санкт-Петербурге до 2 сопровождающих, в Москве – 1.
Региональные НПА, как правило, устанавливают условие, что воспользоваться социальным такси могут лица, постоянно проживающие в данном регионе. Так, чтобы получить эту услугу в Москве, необходимо иметь постоянную регистрацию в Москве; если социальным такси необходимо воспользоваться в Санкт-Петербурге, должна быть регистрация по месту жительства в Санкт-Петербурге и т.д.
Куда отвезёт социальное такси?
Задача социального такси – доставлять маломобильных пассажиров к социально значимым объектам. К этим объектам относятся:
· органы законодательной власти;
· органы исполнительной власти;
· органы судебной власти, прокуратура;
· органы местного самоуправления;
· учреждения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования Российской Федерации;
· органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним;
· учреждения социального обслуживания;
· учреждения и органы службы занятости;
· спортивные учреждения;
· учреждения культуры;
· образовательные учреждения;
· учреждения здравоохранения;
· лечебные и лечебно-профилактические учреждения;
· подразделения медико-социальной экспертизы;
· протезно-ортопедические предприятия;
· учреждения расчетов за жилищно-коммунальные услуги, телефон;
· железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты;
· аптеки;
· учреждения, предоставляющие бытовые услуги (баня, фото, прачечные, парикмахерские, пункты ремонта обуви и др.);
· нотариусы, паспортно-визовые службы;
· общественные организации инвалидов;
· объекты сферы ритуальных услуг.
К приоритетным пунктам назначения относятся: учреждения здравоохранения, учреждения социального обслуживания, лечебные и
лечебно-профилактические учреждения, подразделения медико-социальной экспертизы, протезно-ортопедические предприятия.
Законодательство конкретного региона корректирует перечень таких объектов в зависимости от количества машин в парке социального такси и нагрузки. При этом, как и обычное такси, оно довезёт от двери до двери. Но и здесь возможны варианты. Так, социальное такси может осуществлять как индивидуальные, так и коллективные поездки. При коллективной поездке место посадки и высадки может быть установлено общее для всех её участников.
Сколько стоит поездка в социальном такси?
Стоимость поездки в социальном такси значительно ниже, чем в обычной, однако, точной её фиксации нет. Цена может отличаться не только в различных субъектах РФ, но и в муниципалитетах одного субъекта. Например, в разных комплексных центрах обслуживания населения, расположенных на территории Московской области, стоимость предоставления данной услуги варьируется в зависимости от местного тарифа. Существует два варианта оплаты: по времени или километражу. Так, в городском округе Подольск действует формула для вычисления стоимости поездки, включающая такие переменные, как расстояние, понижающий тариф и время ожидания пассажира. Если рассматривать поездку дальностью более 30 километров, цена услуги понизится (при времени ожидания – 10 минут). Если расстояние будет меньше, цена за километр окажется выше. А, например, в Одинцовском городском округе действует единый тариф на перевозку – 21 рубль за километр. Поэтому во время заказа рекомендуется уточнять стоимость услуги для конкретного муниципалитета.