Общественный городской транспорт для инвалидов

Трудно представить себе нашу жизнь без общественного транспорта, особенно в крупных городах. Для лиц с инвалидностью, мобильность которых существенно ограничена, возможность пользования им ещё более важна. Но для того, чтобы эта категория граждан имела возможность пользоваться услугами общественного транспорта и при этом чувствовать себя комфортно, для них должны быть созданы особые условия. Ряд таких условий предусмотрен действующим Законодательством РФ.

Статья 15 Федерального закона N181 «О социальной защите инвалидов в РФ» устанавливает, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования  всеми видами пассажирского транспорта, а также обеспечивают условия посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Конкретные требования для обеспечения доступности транспорта для инвалидов установлены приказом Минтранса России от 01.12.2015 № 347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи». В соответствии с данным приказом, обязанность обеспечения условий доступности ложится на перевозчиков и владельцев объектов транспортной инфраструктуры.

В соответствии с рассматриваемым Приказом, должны быть обеспечены следующие условия доступности:

  • сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие расстройства функций зрения и самостоятельного передвижения, по территории объектов и в транспортных средствах;
  • помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории объектов, в том числе при входе в транспортные средства и выходе из них, до места посадки в транспортные средства и от места высадки из них, при оформлении багажа, получении багажа;
  • возможность ознакомления с Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме при обращении к представителю перевозчика или владельца объекта и (или) через информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет”, по телефону;
  • дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации на объектах, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
  • допуск собаки-проводника на объект, где предоставляются услуги, и к проезду в транспортном средстве при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого в установленном законом порядке;
  • возможность для пассажира из числа инвалидов проинформировать о предстоящей поездке и потребности в услугах, оказываемых указанной категории пассажиров на объектах и в транспортных средствах при перевозке в пригородном, междугородном и международном сообщениях, а также при перевозке автобусами по заказу и легковыми такси (например о потребности в сопровождении).

Владельцы объектов транспортной инфраструктуры должны обеспечить:

  • беспрепятственный вход на объекты и выход из них самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств;
  • возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории объектов в целях доступа к месту предоставления услуг;
  • возможность прохода пассажиров из числа инвалидов, использующих для передвижения кресло-коляску, через контрольно-пропускное устройство при наличии контроля на входе на объекты;
  • оборудование объектов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи.

На перевозчиков же возлагаются следующие обязанности:

  • посадка в транспортные средства и высадка из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
  • обеспечение возможности провозить без взимания платы кресло-коляску пассажира из числа инвалидов;
  • провоз собак-проводников при наличии специального документа;
  • оснащение транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

Что касается внеуличного транспорта (к нему относится метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесная и наземная канатная дорога), Приказ Минтранса России от 03.03.2020 N 61 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внеуличного транспорта и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи” устанавливает схожие требования, но с оговоркой о том, что реализуются они с учётом технических возможностей и особенностей объекта.

Что касается внеуличного транспорта (к нему относится метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесная и наземная канатная дорога), Приказ Минтранса России от 03.03.2020 N 61 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внеуличного транспорта и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи” устанавливает схожие требования, но с оговоркой о том, что реализуются они с учётом технических возможностей и особенностей объекта.

Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг является административно-правовым правонарушением и в соответствии со ст. 9.13 КоАП влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц – от 20000 до 30000 рублей.

Информация о доступности объекта транспортной инфраструктуры должна быть размещена на фасадной стороне главного здания, транспортном средстве, а также на официальном сайте объекта и перевозчика в сети “интернет”..

[leyka_bar campaign_id=1734]

Подписаться на блог по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях в этом блоге.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.