Нормы «Доступной среды». Требования, предъявляемые к пандусам, дверным проёмам, тротуарам и к предоставлению информации для обеспечения доступности

С 2011 года и по настоящий момент в Российской Федерации действует государственная программа «Доступная среда». Целью данной программы является создание всех условий, способствующих интеграции инвалидов в общество, и повышение уровня их жизни.  Ответственным исполнителем программы является министерство труда и социальной защиты РФ, при этом участие в ней принимает целый ряд министерств и ведомств, что не удивительно, ведь проблема доступности затрагивает все сферы жизнедеятельности.

Паспорт государственной программы РФ «Доступная среда» содержит также ряд ожидаемых результатов, которые правительство стремится достичь к 2024-2025 году. Среди них:

  • Увеличение доли доступных для инвалидов объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры (до 61,8%);
  • Увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблеме инвалидности;
  • Увеличение доли субъектов РФ, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
  • Увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного населения; и др.

Одной из подпрограмм программы «Доступная среда» является обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. В рамках данной подпрограммы государственные органы принимают меры по устранению барьеров, препятствующих доступу лиц с инвалидностью к зданиям, сооружениям и иным объектам инфраструктуры, а также к значимым услугам. С целью реализации рассматриваемой подпрограммы был принят ряд нормативно-правовых актов, которые более подробно регламентируют требования к объектам инфраструктуры для обеспечения доступности. Эти требования обязательны к исполнению для государственных органов, организаций, собственников зданий, сооружений и иных объектов инфраструктуры. Неисполнение ли ненадлежащее исполнение норм таких нормативно-правовых актов может повлечь административную ответственность.

Подробнее разберёмся, какие же требования закреплены в законодательстве для обеспечения доступности:

Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Тем же ФЗ-18Й отмечается, что планировка, разработка, застройка, реконструкция вышеуказанных объектов без приспособления доступа к ним и возможности их использования для инвалидов не допускается

Для реализации данных положений необходимо привести многие объекты в соответствие с потребностями инвалидов.

Пандусы

Одним из важнейших критериев доступности вышеуказанных объектов для лиц с инвалидностью является наличие пандусов. Но для качественного выполнения своего назначения они должны соответствовать ряду требований, установленных законом.

Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 (ред. от 10.02.2020) “О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов” закрепляет следующие требования к пандусам:

а) наклонная часть (марш) пандуса должна иметь сплошную поверхность и длину не более 9 метров;

б) при устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами;

в) промежуточные горизонтальные площадки при высоте пандуса крыльца более 0,8 метра при прямом движении:

при отсутствии поворота или разворота должны иметь ширину не менее 1 метра, глубину до 1,4 метра;

при устройстве разворотной площадки для кресла-коляски должны иметь бортик с открытой стороны пандуса и колесоотбойное устройство высотой 0,1 метра на съезде и промежуточных площадках;

г) ограждения с 2 сторон пандуса должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания. Расстояние между поручнями должно быть от 0,9 до 1 метра, завершающие части поручня должны быть округлого сечения, горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 метра;

д) поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности.

Что касается пандусов в иных зданиях и сооружениях, не являющихся жилыми помещениями (для общественных зданий), здесь применимы требования СНиПа 59.13330.2016. Согласно данному нормативно-правовому акту, уклон пандусов должен быть не более 5%. Длина марша не должна превышать 9 м, а общая длина наклонного подъема — 36 м (3 м по высоте). Если подъём слишком высок, то необходимо делать подъемники. Поперечный уклон не должен быть больше 2%.

П. 5.1.15 предусматривает наличие свободных зон, горизонтальных разворотных площадок, которые должны быть не менее 1,5 м.

Требования к поручням и ограждениям те же, что установлены для жилых домов. Их размеры, длины и высоты допустимо изменять в пределах  ±0,03 м.

Поверхность пандуса должна быть не скользкой. Её необходимо выделять цветом или текстурой, контрастной по отношению к окружающей поверхности.

Ширина дверных проёмов

Не менее важными для обеспечения мобильности являются размеры дверных проёмов, которые должны позволять человеку, передвигающемуся в кресле-коляске, свободно входить в здание и покидать его.

Согласно п. 6.1.1 вышеупомянутого СНиПа СП 59.13330.2016, В общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.

В П. 6.1.5 установлено, что дверные проемы вновь проектируемых зданий и сооружений для входа маломобильных групп граждан должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки (дверного полотна) должна быть 0,9 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и вращающихся дверей на путях движения маломобильных не допускается. Усилие открывания двери не должно превышать 50 Нм. Высота порогов в дверных проёмах не должна превышать 0,014 м.

Глубина тамбура при прямом движении и одностороннем движении должна быть не менее 2,45 м при ширине 1,6 м.

Ширина тротуаров

Очевидно, что для полноценной мобильности лиц с инвалидностью должны быть приспособлены не только здания, но и улицы. В частности, тротуары и пешеходные дорожки должны быть устроены так, чтобы ими могли воспользоваться и маломобильные пешеходы. При этом всем участникам движения должно быть комфортно.

Параметры тротуара устанавливает п. 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» , согласно которому Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1,0 м. При этом, в соответствии с абз. 2 п. 5.4 ГОСТ 33150-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования (Переиздание)», в это расстояние не входят площадки для размещения киосков, скамеек, опор освещения и т.п.

При этом п. 5.5 данного ГОСТа корректируют и дополняют положения ГОСТа 52766-2007. Он устанавливает следующие требования к пешеходным дорожкам, на которых могут находиться маломобильные группы населения:

– ширина полосы для одностороннего движения должна быть не менее 1,2 м; для двухстороннего движения – не менее 2 м;

– для разворота кресел-колясок требуется площадка размером 1,8х1,8 м;

– для остановки инвалидов на креслах-колясках требуется участок шириной 0,9 м и длиной 1,5 м;

– для встречного разъезда людей в кресле-коляске, а также в случае наличия пространственно-территориальных возможностей уширение пешеходной дорожки в плане следует выполнять размером не менее: для комфортных условий движения пешеходов – 3,0х1,8 м; для нормальных условий движения пешеходов – 2,0х1,7 м;

– высота прохода должна быть не менее 2,1 м до низа конструкций и не менее 2,3 м до низа ветвей деревьев.

Опасные для маломобильных групп населения участки пешеходных путей следует огораживать.

Что касается спусков с тротуаров, эта тема уже затрагивалась, когда речь шла о пандусах в жилых помещениях. Стоит добавить, что согласно прим. 3 ГОСТа 33150-2014, продольные уклоны пешеходных дорожек, предназначенных для пользования лицами, передвигающимися на креслах-колясках, и физически ослабленными лицами, следует принимать не более 40‰, поперечный уклон – не более 10‰.

Кроме того, п. 5.1.7 СНиПа сп 59.13330.2016 закрепляет, что ширина пешеходного пути на участках возле зданий и сооружений с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки в затесненных местах допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пешеходного пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,01,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.

Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5%, поперечный – 2%.

П. 5.1.5 того же акта устанавливает требование о том, что в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути должны быть оборудованы съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть.

Светофоры

Мобильность на улице значительно ограничена не только у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и у слабовидящих, а также слабослышащих. Не каждый может увидеть световой сигнал светофора и, соответственно, понять, в какой момент можно пересекать проезжую часть. В рамках расширения доступности, законодатель стремиться решить и эту проблему.

П. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, содержит гарантию дублирования звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Более детально данное положение раскрывает ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров».

Согласно пп. 3.1, 3.2 указанного нормативно-правового акта, Звуковые сигналы для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха могут обозначать следующее:

  1. наличие и расположение переключателя;
  2. расположение пешеходного перехода;
    c) время, предназначенное для движения;
    d) направление пешеходного перехода;
    e) время запрета движения.

В свою очередь, Тактильные сигналы для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха могут обозначать время, предназначенное для перехода, и направление пешеходного перехода.

Согласно п. 3.3, звуковые и тактильные сигналы могут управляться автоматически или приводиться в действие переключателем, либо при помощи индивидуального переносного устройства.

Когда звуковой и тактильный сигналы включаются переключателем, их активация должна обозначаться тактильным и/или звуковым сигналами обратной связи.

При этом важно, чтобы тактильный и звуковой сигналы обратной связи отчетливо отличались от тактильного и звукового сигналов перехода.

П. 4.1 гласит, что Звуковые и тактильные сигналы должны быть использованы совместно, чтобы удовлетворить потребности лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.

Также, рассматриваемый ГОСТ устанавливает, что звуковой сигнал ориентации должен быть слышен на расстоянии минимум 1 м и максимум 5 м от источника звука, если только прилегающие здания не расположены ближе.

Доступность информации

В современном мире важную роль в жизни каждого играет информация. Доступ к ней для лиц с инвалидностью не менее важен, чем рассмотренные выше аспекты.

Статья 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» закрепляет гарантию равного доступа лиц с инвалидностью к информации, в том числе путём её дублирования рельефно-точечным шрифтом Брайля. Гарантируется выпуск литературы и учебных пособий с использованием данного шрифта.

Размер шрифта, а также материалы, основы и их поверхности для шрифта Брайля определяются ГОСТ Р 52131-2019.

В Соответствии с п. 6.5.4 СНиПа 59.13330.2016, текстовая информация должна быть размещена на контрастном фоне. Размер знаков должен соответствовать расстоянию распознания. Высота размещения информации должна быть от 1,5 до 4,5 м над уровнем пола.

[leyka_bar campaign_id=1734]

Подписаться на блог по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях в этом блоге.

Проект реализуется  при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, Гранта Фонда Потанина, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.