
Если пациенту бесплатно – в рамках государственных гарантий оказания медпомощи – имплантировали инсулиновую помпу, то ему – тоже бесплатно – нужно предоставлять и расходники к этой помпе, даже если гражданин не является получателем государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (Определение Верховного Суда РФ от 8 июня 2020 г. № 58-КГ20-1).
В данном случае применяется аналогия нормы закона о бесплатном обеспечении лекарствами и медицинскими изделиями, которые не предусмотрены стандартом медпомощи, но нужны пациенту по жизненным показаниям.
Пациенту была имплантирована – по программе государственных гарантий и по жизненным показаниям – инсулиновая помпа. Однако расходные материалы к помпе – инфузионные наборы и резервуары, а также тест-полоски – пациентке выдавать перестали, хотя до установки помпы она снабжалась инсулиновыми шприцами и тест-полосками бесплатно.
Полагая, что так быть не должно, пациент обратился в суд – с иском о признании незаконными отказов в выдаче рецептов на получение упомянутых медицинских изделий, возложении обязанности обеспечить ими, компенсации морального вреда. Ответчиками по иску указаны региональный Минздрав и КДЦ, в котором пациентка получает медицинскую помощь.
Районный и краевой суды в иске отказали – потому что пациентка является региональным льготником, а в региональном Перечне медицинских изделий, которые выдаются бесплатно по рецептам врачей, расходников к инсулиновой помпе нет. На законодательство об инвалидах суды и не ссылались, т.к. пациент инвалидом не является.
Верховный Суд РФ счел, что указанные выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм права:
▲ Конституция РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь;
▲ в силу ст. 4 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, охрана здоровья основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья;
▲заболевание пациентки относится к социально значимым заболеваниям, в связи с чем ст. 43 Закона об основах охраны здоровья гарантирует ей оказание медицинской помощи;
▲ федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи устанавливает, что финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счёт субвенции из бюджета ФФОМС (п. 51 раздела IПеречня видов ВМП, включённых в базовую программу ОМС). Аналогичные положения включены и в территориальную программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам;
▲ инсулиновая помпа включена в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медпомощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи;
▲ сами же расходные материалы к инсулиновой помпе – инфузионные наборы, резервуары – не были включены в Перечень медицинский изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении набора социальных услуг, действующий в момент имплантации, и были включены в указанный перечень позднее. Однако пациент не относится к числу лиц, указанных в ст. 6.1 Закона о государственной социальной помощи и имеющих право на социальную помощь в виде набора социальных услуг;
▲ вместе с тем – согласно ч. 15 ст. 37и п. 2 ч. 3 ст. 80 Закона основах охраны здоровья граждан – назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медпомощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, а при оказании медпомощи в рамках программы государственных гарантий не подлежат оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, – в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Из данных норм права, можно сделать следующий вывод:
▲Одним из принципов охраны здоровья граждан в РФ является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями;
▲к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание больным сахарным диабетом бесплатной медицинской помощи, включая ВМП, в том числе, заместительной инсулиновой терапии системами постоянной подкожной инфузии – инсулиновой помпой;
▲при этом использование инсулиновой помпы по назначению невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены;
▲бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к помпе, без которых её функционирование и применение её по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счёт соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи;
Однако суды не применили приведённые нормы права в их взаимосвязи к спорным отношениям, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе (инфузионные наборы и резервуары) не относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены истцу бесплатно;
Такой вывод сделан вопреки ч. 15 ст. 37 Закона об основах охраны граждан, по смыслу которой допускается назначение и применение медицинских изделий сверх стандарта медпомощи по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии. А ведь нуждаемость истца в установке инсулиновой помпы по медицинским показаниям подтверждена заключениями врачебной комиссии одного из ответчиков.
Итог Определения Верховного Суда РФ от 8 июня 2020 г. № 58-КГ20-1 – дело возвращено в первую инстанцию на пересмотр.
Все статьи на сайте готовят юристы с инвалидностью.
Поддержав Проект, Вы можете их отблагодарить.
Многие инвалиды не могут отстоять свои права и получить помощь, которая им положена по закону. Мы помогаем людям добиться справедливости, рассказываем их о том, как они могут изменить свою жизнь к лучшему. Мы защищаем их право на жилье, работу, медицинское обслуживание и достойную жизнь. Эта ежедневная работа юристов невозможна без вашей поддержки. Пожалуйста, нажмите на кнопку, переведите любую сумму и помогите нам защитить права инвалидов и других людей, которым ежедневно нужна помощь.
Понравилась статья? Поддержите Проект
Проект “Центр защиты прав инвалидов” реализует Фонд “Без Барьеров” https://barrier-free.ru при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, гранда Мэра, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы/ Адрес: Варшавское шоссе д.76, корп.2 (по предварительной записи) Телефон для связи: 8(985)448-8-448
Подписывайтесь в наши группы:
VK https://vk.com/club51676628
FB https://www.facebook.com/Barrierfree.ru
OK https://ok.ru/group/54575182053590
Instagram https://www.instagram.com/barrierfreeru