
Универсальный дизайн – это дизайн продуктов и объектов, которые могут в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости специальной адаптации или специального дизайна.
Принципы
1. Равенство в использовании
Дизайн должен быть предназначен для использования людьми с разными физическими возможностями.
Обеспечьте равные условия использования продукта для всех потребителей, всегда, когда это возможно, если невозможно создайте эквивалент.
Избегайте выделения какой-либо группы пользователей или навешивания ярлыков.
Неприкосновенность личной жизни, безопасность и надежность должны быть доступны всем пользователям.
Делайте дизайн привлекательным для всех потребителей.
2. Гибкость в использовании
Дизайн должен соответствовать множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей.
Обеспечьте пользователю выбор способа использования продукта.
Учитывайте особенности правшей и левшей при использовании.
Помогите пользователю правильно и аккуратно использовать продукт.
Обеспечьте адаптируемость под темп пользователя.
3. Простой и интуитивно понятный дизайн
Как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.
Устраните ненужную сложность.
Согласуйте дизайн с пользовательскими ожиданиями и интуицией.
Учитывайте различные уровни грамотности и языковых знаний.
Располагайте информацию с учетом её важности.
Обеспечьте эффективные подсказки и ответную реакцию во время и после выполнения задачи.
4. Легко воспринимаемая информация
Дизайн должен эффективно сообщать пользователю необходимую информацию, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя.
Используйте различные способы (визуальные, вербальные, осязательные) для многократного представления важной информации.
Отделяйте главную информацию от второстепенной.
Самая важная информация должна быть представлена максимально понятно.
Отделяйте элементы так, чтобы их можно было легко описать (облегчите процесс понимания инструкций и указаний).
Обеспечьте совместимость с различными технологиями и средствами, которые используют люди с ограниченными возможностями.
5. Допустимость ошибки
Дизайн должен свести к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий.
Организуйте элементы так, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки: часто используемые элементы должны быть самыми доступными; опасные элементы нужно изолировать, устранить или обезопасить.
Обеспечьте наличие предупреждений об опасностях или ошибках.
Обеспечьте отсутствие опасных последствий при выходе из строя.
Препятствуйте совершению неосознанных действий при выполнении важных задач.
6. Низкое физическое усилие
Потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться дизайном, прилагая минимум усилий.
Сделайте так, чтобы пользователь мог оставаться в удобном для него положении.
Используйте разумные значения для усилий.
Минимизируйте повторяющиеся действия.
Сведите к минимуму необходимость применения продолжительного физического усилия со стороны пользователя.
7. Размер и пространство для доступа и использования
Соответствующий размер и пространство должны быть обеспечены для удобного подхода, доступа, манипуляции и использования продукта любым пользователем, не зависимо от его роста, фигуры или подвижности.
Обеспечьте видимость важных элементов для любого сидячего или стоячего пользователя.
Обеспечьте легкий доступ ко всем важным элементам для любого сидячего или стоячего пользователя.
Предусмотрите различные варианты размеров руки и силы сжатия.
Обеспечьте достаточно места для использования вспомогательных средств или личного помощника.
Думаю, среди всех этих принципов легко узнаются те правила, которые лежат в основах проектирования, доступности, юзабилити, эргономики и многих других. Многие из них легко адаптируются под требования к веб-проектам, другие неприменимы или нуждаются в уточнении, но в любом случае, в процессе разработки должно быть учтено максимальное их количество, чтобы создать в итоге качественный дизайн.