Отношения, которые возникают между продавцом и покупателем, регулирует закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон).
Аптеки, как торгующие организации, также подпадают под действие этого нормативного акта. В нем изложены права покупателя на замену или возврат купленного товара.
Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 утвержден перечень товаров, которые продавец не имеет права принимать назад или обменивать, а также предлагать им замену на время ремонта.
К таким товарам относятся отдельные виды одежды, косметические и парфюмерные изделия, предметы личной гигиены и другие. К этому же списку относятся лекарства и медицинские изделия, предназначенные как для лечения заболеваний, так и для их профилактики в домашних условиях.
Следует учитывать, что данный перечень относится к товарам надлежащего качества. Если же вы купили неработающий медицинский аппарат, поддельное либо просроченное лекарство, то вернуть или обменять его можно, руководствуясь как Законом о защите прав потребителей, так и Гражданским Кодексом, приказами и другими нормативными актами Министерства здравоохранения РФ.
Причины возврата лекарств и медицинских аппаратов.
Лекарства и медицинские аппараты можно вернуть, если в них обнаружены определенные недостатки, на основании статьи 18 Закона “О защите прав потребителей“, и статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации. Причинами возврата лекарственного средства могут быть следующие факторы:
- Срок годности лекарственного средства истек: если лекарство просрочено, либо срок его годности близок к завершению, то вы вправе принести его назад.
- Стерты дата изготовления и/или срок годности, отсутствуют обязательные маркировки: в этом случае вы не можете проверить срок годности товара, а также соблюсти нужный режим хранения. Такой товар в продавшей его аптеке должны не только принять назад, но и проверить всю партию: ведь со стороны продавца и производителя это серьезное нарушение статьи 46 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”, а также п. 6 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 403н.
- Если после покупки обнаружены любые повреждения упаковки: сколы на капсулах, повреждения блистера, нарушения герметичности содержимого, то такое лекарство подлежит возврату или обмену, так как запрещено к реализации пунктом 8 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 403н. Это нарушение, которое также грозит аптеке штрафом и изъятием партии. Этот же приказ запрещает продажу препаратов без инструкции. Нарушением считается и наличие в коробке инструкции от другого препарата. Нарушением со стороны аптечного работника является и продажа одного блистера из общей упаковки без инструкции. Поэтому такой препарат вы можете вернуть назад либо обменять.
- Препарат является подделкой или некачественный: в случае возникновения сомнений в том, что содержимое препарата соответствует его наименованию, можно обратиться в частную лабораторию либо государственный “Центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств”. Если подозрения подтвердились, то заключение лаборатории станет основанием для возврата лекарства в аптеку. Это же относится и к случаю, если лабораторией выявлено любое несоответствие заявленному составу или качеству препарата. Данная ситуация регулируется статьей 57 ФЗ “Об обращении лекарственных средств”.
- Ошибка фармацевта: например, вам нужны были таблетки, а фармацевт продал свечи, суспензию или гель. Или и вовсе продал другой, созвучный по названию препарат. Либо вам продали лекарства в большем, чем это необходимо, количестве или предложили к покупке препарат, который обязаны продавать по рецепту, и вы обнаружили в нем важные для себя противопоказания. Продажа рецептурного препарата без рецепта – это серьезное нарушение со стороны фармацевта. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 403н, все эти случаи являются нарушениями, за которые аптеки несут ответственность.
Правила возврата некачественных лекарственных средств и медицинских товаров
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона “О защите прав потребителей”, вернуть или обменять лекарства ненадлежащего качества в аптеку можно как при наличии чека, так и без него.
Лучше это сделать незамедлительно после покупки, проверив товар еще в аптеке.
Если недостаток обнаружен дома, а выявленные дефекты делают прием лекарства невозможным, то вернуть его можно на протяжении всего срока действия лекарства (в соответствии с пунктом 1 ст. 18 Закона “О защите прав потребителей” ), но не более двух лет (п. 2 статьи 737 ГК РФ).
В этом случае аптека за свой счет должна будет произвести экспертизу, чтобы установить, в какой момент недостатки товара возникли.
Если будет доказано, что в недостатках товара виновен покупатель, то ему придется оплатить как стоимость исследований, так и стоимость транспортировки до лаборатории.
Алгоритм возврата товара ненадлежащего качества в аптеку.
Сначала вам надо определить, что вы хотите:
- замены лекарства на аналогичное надлежащего качества;
- замены лекарства на аналогичное по действию другого наименования с корректировкой стоимости;
- уменьшения цены товара, соразмерно выявленному недостатку;
- возврата денег.
Определившись, сначала нужно попробовать решить ситуацию с помощью переговоров с фармацевтом, у которого препарат был куплен.
Если фармацевт отказывается принимать или обменивать некачественный товар, то нужно написать претензию на имя директора аптеки, в которой в свободной форме изложить, где и когда куплено лекарство, его стоимость, а также суть претензии.
Далее должно следовать требование либо вернуть деньги, либо заменить препарат.
В случае возврата денег указать способ возврата денег: наличными, на карту либо на расчетный счет, указав реквизиты.
В конце документа необходимо поставить дату и свою подпись.
Заявление пишется в двух экземплярах. Одно с отметками о приеме нужно оставить себе. К заявлению нужно приложить копию чека и других документов (например, рецепта, врачебного назначения, результата экспертизы).
Документы, которые могут понадобиться в зависимости от сути ваших претензий:
- рецепт или запись в медицинской карточке (если вам продали не тот препарат);
- чек (его наличие по закону не является обязательным условием возврата некачественного или просроченного товара);
- результат экспертизы (если вы возвращаете подделку);
- заявление на возврат либо замену в двух экземплярах.
В возврате денег или замене отказали. Порядок действий.
Если фармацевт отказывается вернуть деньги, заменить товар либо принять заявление, то необходимо сначала позвонить или написать директору аптеки, апеллируя к закону “О защите прав потребителей” и к статье 469 Гражданского кодекса.
Часто одного этого обращения бывает достаточно.
Следующей инстанцией в случае неудовлетворения требований директором аптеки станет Роспотребнадзор. Если вам продали некачественную или просроченную продукцию, следует написать одновременно и в Росздравнадзор.
Если эти инстанции не реагируют либо отказывают в удовлетворении требований, следует написать заявление в прокуратуру.
Прокурорская поверка может порекомендовать заявителю решить вопрос в судебном порядке, особенно если действия аптеки повлекли за собой ухудшение здоровья или другой материальный или моральный ущерб.
Многие инвалиды не могут отстоять свои права и получить помощь, которая им положена по закону.
Мы помогаем людям добиться справедливости, рассказываем их о том, как они могут изменить свою жизнь к лучшему. Мы защищаем их право на жилье, работу, медицинское обслуживание и достойную жизнь. Эта ежедневная работа юристов невозможна без вашей поддержки.
Пожалуйста, нажмите на кнопку, переведите любую сумму и помогите нам защитить права инвалидов и других людей, которым ежедневно нужна помощь.
Региональный общественный фонд “Без барьеров” не является организацией, которая продает, а также выписывает рецепты и лекарства!!!!
Проект “Центр защиты прав инвалидов” реализует Фонд “Без Барьеров” https://barrier-free.ru при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, гранда Мэра, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы/ Адрес: Варшавское шоссе д.76, корп.2 (по предварительной записи) Телефон для связи: 8(985)448-8-448
Подписывайтесь в наши группы:
VK https://vk.com/club51676628
FB https://www.facebook.com/Barrierfree.ru
OK https://ok.ru/group/54575182053590
Instagram https://www.instagram.com/barrierfreeru