Порядок обжалования решений бюро медико-социальных экспертиз по установлению инвалидности и категории инвалидности, установлено в разделе VI Постановления Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. № 588 «О признании лица инвалидом».
Так, гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок со дня его получения на основании заявления, поданного в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием единого портала – Госуслуг.
Соответственно, решение главного бюро медико-социальной экспертизы, может быть также обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.
Жалоба также может быть подана, путем заполнения формы на сайте соответствующего бюро медико-социальной экспертизы.
Более подробно о том, как и в какие сроки обжаловать решения бюро медико-социальной экспертизы, рассказано в вебинаре «Правила признания лица инвалидом».
Если гражданин, прошел все стадии обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы, от непосредственно бюро по месту жительства, до Федерального бюро медико-социальной экспертизы, гражданин может обратиться в суд.
При этом, до обращения в судебную инстанцию, рекомендуется пройти все инстанции медико-социальной экспертизы, как применение всех мер досудебной защиты своих прав и законных интересов.
Требование и содержание искового заявления – общие требования.
При подаче искового заявления в суд следует понимать: в какой суд обратиться, что конкретно написать в исковом заявлении, т.к. при неправильном составлении искового заявления и его направлении, оно может быть возвращено заявителю или оставлено судом без движения на определенный срок, в течении которого необходимо исправить недостатки. Какие именно недостатки надо исправить, указывается в определении суда об оставлении искового заявления без движения. Все это может затянуть сам процесс рассмотрения.
Исковое заявление подается как правило в бумажном виде через канцелярию суда или через Почту России. Также предусмотрено подача искового заявления через специальные информационные системы – ГАС Правосудие (Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»). Для подачи документов через данную систему необходимо автоматизироваться через систему Госуслуги.
В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) сведения об истце: для гражданина – фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения); для организации – наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика; если заявление подается представителем, – также фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование представителя, адрес для направления судебных повесток и иных судебных извещений, один из идентификаторов представителя (для гражданина);
3) сведения об ответчике: для гражданина – фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения); для организации – наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер. В случае, если истцу неизвестны дата и место рождения ответчика, один из идентификаторов ответчика, об этом указывается в исковом заявлении и такая информация по запросу суда предоставляется органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел.;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования – что МСЭ определило/установило/не установило неверно и на основании каких норм права;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства – обстоятельством выступает необоснованное (неправильное) решение об отказе в признании лица инвалидом или установленной группе инвалидности. В качестве доказательств может выступать медицинская документация, подтверждающая: стойкие умеренно выраженные (выраженные; значительно выраженные) нарушения функций организма, форма 088-У; ограничения жизнедеятельности; нуждаемость в мерах социальной защиты.;
6) подтверждение о направлении искового заявления другим участникам процесса – к исковому заявлению необходимо приложить подтверждающие документы о направлении заявления ответчику – почтовая квитанция, опись вложения;
7) перечень прилагаемых к заявлению документов – как правило, те, на которые делается ссылка в самом исковом заявлении. Приложения может содержать иные заявления или ходатайства, например, просьба об истребовании документов из других ведомств; проведение экспертизы; просьба о допросах свидетелей, экспертов.
8) к перечню документов необходимо приложить квитанцию об оплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины за одно нематериальное требование составляет 300 рублей. Однако если имеется на момент подачи данного искового заявления 1 или 2 группа инвалидности, то платить ее не нужно. В этом случае следует указать в исковом заявлении, что на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, имеются основания не оплачивать государственную пошлину. Реквизиты государственной пошлины указаны на официальных сайтах суда.
Исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения бюро медико-социальной экспертизы, с действиями которого не согласны, т.е. последней, куда была направлена жалоба на предыдущее нижестоящее бюро.
Исковое заявления рекомендуется излагать максимум на двух листах и без пространных эмоциональных суждений, которые судами не принимаются во внимание, а только затягивают судебное заседание т.к. судьи голосом, лишенным эмоциональной окраски вынуждены его озвучивать в полном объеме, а также изучать. Оно должно быть емким и содержательным, желательно изложить факты в хронологической последовательности, повествовательно и без лишних эмоций.
Исковое заявление или административное исковое заявление и срок подачи такого заявления.
С 2015 года, в Российской Федерации, действует Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ). Согласно ст. 219 КАС РФ, общий срок для подачи административного искового заявления составляет 3 месяца.
Тем временем по Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ), общий срок подачи искового заявления, согласно ст. 196, составляет 3 года.
Многие граждане путаются, подавать исковое заявление и руководствоваться при определении срока Гражданским процессуальным кодеком, или подавать административный иск и срок подачи определять по Кодексу административного судопроизводства, при несогласии с отказом медико-социальной экспертизы установить инвалидность или категорию инвалидности (1, 2, 3 группу).
Итак,
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке (пункт 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ).
В соответствии с абзацем первым части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Частью 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат рассмотрению в порядке, установленном данным кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесённые федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (далее также – Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) инвалидом признаётся лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория “ребёнок-инвалид”. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” даёт понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Признание лица инвалидом, определяется Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. № 588 «О признании лица инвалидом» (далее – Правила).
Согласно ст. 2 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (ст. 3 Правил).
Статьей 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии со ст. 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путём обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее также – Классификации и критерии).
При осуществлении медико-социальной экспертизы федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы используются критерии, определяющие основания установления групп инвалидности для каждого конкретного гражданина.
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трёх степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребёнка.
Из приведённых положений Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, Постановления Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. № 588 «О признании лица инвалидом», Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учётом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.
Таким образом, при рассмотрении судом требований граждан об оспаривании решений учреждений медико-социальной экспертизы об отказе в установлении инвалидности и об установлении инвалидности должен быть фактически разрешён спор о наличии права конкретного лица на установление инвалидности и, как следствие, на получение им различных мер социальной защиты. Ввиду этого такие требования исходя из характера возникших правоотношений подлежат рассмотрению судами в порядке гражданского судопроизводства, а, следовательно,
Общий срок для подачи искового заявления об отказе в установлении инвалидности и категории инвалидности, составляет 3 года.
Данное также указано в Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 января 2018 г. N 39-КГ17-13.
Также в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 “О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации” в абзаце пятом пункта 1 разъяснено, что, по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учётом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, установление группы инвалидности непосредственно влияет на гражданские права конкретного гражданина, а именно на его социальную защиту в виде получения тех или иных льгот, размеров льгот, согласно установлению группы инвалидности. Поэтому такое исковое заявление как об отказе в установлении группы инвалидности направлено на защиту конкретного гражданина, и не является публичным правом.
ОБРАЗЦЫ ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ ОБ ОТКАЗЕ В УСТАНОВЛЕНИИ ИНВАЛИДНОСТИ И КАТЕГОРИИ ИНВАЛИДНОСТИ
Юридический материал готовят юристы с инвалидностью. Поддержи их!
Проект реализуется при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы