(из личной практики сотрудника)
Региональный общественный фонд «Без барьеров» является Центром защиты прав инвалидов и оказывает бесплатную юридическую помощь по социально-правовым вопросам.
Юристы центра помогают разобраться в правах и льготах, как оформить пособия, получить средства на реабилитацию, санаторно-курортное, медицинское, лекарственное обеспечение, реализовать право на бесплатное жилье, а также оказывают помощь в спорных вопросах, при реализации инвалидами своих прав.
Команда фонда, непосредственно юристы, оказывающие правовую помощь по социальным вопросам, являются также людьми с ограниченными физическими возможностями. Соответственно при оказании помощи, сотрудники фонда, также используют в том числе и личный опыт при реализации своих прав в сфере социально-правовых вопросов.
В настоящей статье юрист фонда Раев А.С. подробно расскажет о своем личном опыте, а именно о конфликте, который произошел между ним и Пенсионным фондом в 2020 году по вопросу возврата необоснованно полученных денежных средств в период с 2016 по 2017 годы, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.06.2007г. № 343 «Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы», (ЛОУ).
Предмет и суть спора.
В апреле 2016г. мною, в отделение ПФР по месту регистрации подано заявление о назначении лица, осуществляющего уход, а также о компенсационной выплате.
В сентябре 2016 мне произведена замена лица, осуществляющего уход.
В период с августа 2016г. по июнь 2017г. я состоял в Центре занятости населения, также получал компенсационную выплату, как безработный, согласно справке от Центра занятости, которая была получена отделением ПФР только в июне 2017г.
Таким образом на момент перерегистрации учетного дела, в связи с заменой лица, осуществляющего уход за инвалидом 1 группы, я уже состоял в Центре занятости населения и получал компенсационные выплаты по безработице.
На данном основании ПФР обратился в суд с требованием о взыскании с меня 12 000 рублей, за незаконно полученные денежные средства с сентября 2016г. по июнь 2017г. Само исковое заявление в суд ПФР подал только в июле 2020г.
В своем исковом заявление ПФР обосновал свои требования следующим:
Я, на основании п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 04.07.2007г. № 343, обязан был предоставить в ПФР сведения , о том что состою в Центре занятости населения и получаю компенсационные выплаты, как безработный.
Мои возражения по существу заявленных требований.
С данными требованиями я соответственно не согласился. При составлении мотивированного возражения, ознакомившись с материалами дела в суде, я вспомнил, что проводил вебинар на тему «Взаимодействие инвалидов с органами власти». В данном вебинаре мною также была раскрыта тема о межведомственном взаимодействии органов власти, на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.
А именно, что одним из ключевых моментов данного закона является организация работы компетентных структур, государственных и муниципальных органов во межведомственном взаимодействии. Так, согласно данного закона, государственные органы с 2010 г. не вправе требовать от физических и юридических лиц документы, которые имеются в распоряжении госструктур. Соответственно во многие нормативно-правовые акты внесены изменения, согласно Федеральному закону № 210-ФЗ.
Изучив внимательно «Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007г. № 343, мною были оформлены возражения, где сделан следующий вывод:
На основании п «г» ст. 6 указанных Правил, для назначения компенсационной выплаты необходимо предоставить сведения из органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице.
На основании ст. 6.1 данных Правил, орган, т.е. ПФР, осуществляющий выплату пенсии, не вправе требовать представления лицом, осуществляющим уход, сведений из Центра занятости, данные сведения должны быть запрошены непосредственно органом, т.е. ПФР, осуществляющим денежные выплаты. Ответ на запрос должен быть представлен в течении 3 рабочих дней. Лицом, данные сведения предоставляются по собственному желанию.
Сама перерегистрация учетного дела, в связи с заменой лица, осуществляющего уход, проходила в мое отсутствие, т.к. первичное заявление о согласии на осуществление за мною ухода, отозвано не было и нового согласия оформлять не нужно было.
Также мною было заявлено о пропуске ПФР срока исковой давности. Общий срок исковой давности, в соответствии со ст. 196 Гражданского Кодекса Российской Федерации составляет 3 года. Течение данного срока, в соответствии со ст. 200 Гражданского Кодекса Российской Федерации, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Соответственно о незаконной выплате ПФР узнало в июне 2017г., а исковое заявление в суд было подано в июле 2020г., т.е. срок исковой давности был пропущен на 1 месяц, при этом заявлений о восстановлении данного срока от ПФР не поступало.
Решение (вывод) суда.
Суд с моими возражениями согласился, и отказал ПФР о взыскании с меня незаконно полученных денежных средств в размере 12 000 рублей, перечисленных мне за 10 месяцев, когда я также получал компенсационные выплаты с Центра занятости, при этом указав, что:
При регистрации учетного дела, при замене лица, осуществляющего уход, ПФР должен был сделать запрос в Центр занятости как по мне, так и по вновь назначенному лицу, осуществляющим за мною уход, соответственно отказав при этом в назначении мне нового лица, осуществляющего за мною уход и соответственно выплат в размере 1200 рублей в месяц. Однако согласно материалам гражданского дела, данный запрос был сделан только по истечении 10 месяцев, в то время как из буквального толкования ст.ст. 6, 6.1 Правил, ПФР данный запрос должен был сделать при назначении компенсационных выплат. Также суд применил мои возражения в отношении применения срока исковой давности.