На нашем сайте мы не раз освещали вопросы доступности отдельных видов транспорта, вопросов бронирования билетов, доступности объектов культурного значения.
В настоящей статье поговорим о том, какие затруднения могут возникнуть у туриста с инвалидностью, а также как действовать в случае, если нарушаются ваши права в путешествиях.
В соответствии с действующим законодательством, а именно ФЗ №181 “О социальной защите прав инвалидов в РФ” Постановлением Правительства от 29 марта 2019 года N 363 для людей с инвалидностью должна быть обеспечена доступность объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Что касается отелей, то требование оборудовать номера для гостей с инвалидностью действует с момента принятия СП 59.13330.2016, то есть начиная с 2017 года. Сейчас действует новое СП 59.13330.2020. Но! Действуют эти правила только в отношении вновь возводимых объектов, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.
В настоящее время многие отели, особенно крупных сетей, стараются создать условия доступности для гостей с инвалидностью, и проводят реконструкцию имеющихся номеров, а также приспособление территории отеля, входной группы и т.д. для удобства гостей с инвалидностью. Отели, которые смогли создать условия доступности, подтверждают данный факт паспортом доступности и указывают информацию об этом на своем сайте, а также в карточке отеля на сторонних сервисах бронирования.
Несмотря на это, перед бронированием лучше всего подстраховаться и позвонить в отель, чтобы лично уточнить информацию о доступности номеров и входной группы, поскольку нередко возникают ситуации, когда руководство отеля некорректно применяет правила доступности объектов (СП и СНиП).
Для начала необходимо зафиксировать факт отсутствия доступной среды, о которой было заявлено и на которую вы очень рассчитывали. Сделайте фотографии, запишите видео – качественно и наглядно. Запишите имена персонала, с которым общались в связи со своей претензией.
Затем необходимо обратиться к руководству отеля, детально описав все неудобства, с которыми вы непосредственно столкнулись. При этом в письме обязательно сделайте акцент на необходимости ответить на обращение в письменной форме, указав свои контакты для связи. Направить обращение можно лично, передав его на стойке регистрации/информации/ресепшн. В таком случае следует составить обращение в двух экземплярах, настояв на отметке, что обращение принято. Это нужно, чтобы впоследствии вы могли доказать факт обращения к руководству отеля с просьбой устранить выявленные неудобства.
Также можно направить обращение через официальный сайт отеля в поле Обратная связь, если таковое имеется, или на официальную почту отеля в разделе Контакты. В теме письма напишите “Обращение”, а в самом сообщении подробно объясните суть возникшей ситуации.
В случае, если руководство отеля игнорирует ваше обращение, либо вопреки очевидному заявляет, что всё что есть в отеле отвечает своду правил, то жалобу на действия сотрудников отеля следует направить в Прокуратуру и Роспотребнадзор, указав в жалобе факт обращения к руководству отеля, и приложив копию обращения, либо скриншот.
Кроме того, руководство отеля может ответить вам, что недочеты будут исправлены, либо ремонт/реконструкция запланированы на такой-то период времени.
К сожалению, это патовая ситуация. Вам удобство нужно здесь и сейчас, а отель разводит руками – мол, всё будет, но позже. Как вариант, можно потребовать другой номер, максимально подходящий вам. И хотя никакому отелю не нужен скандал, но да, могут в замене номера отказать. Тогда нужно требовать возврата денег, если не успели заселиться, и намерены искать другой отель.
Остается ещё вариант – написать в отель заявление о частичном возврате средств в связи с тем, что вы из-за вскрывшегося на месте обмана оказались в безвыходном положении и были вынуждены со всеми неудобствами проживать в номере, который не соответствовал требованиям.
Так или иначе, если факт обмана налицо и у вас на руках все доказательства, то это оказание некачественных услуг. Прокуратура и Роспотребнадзор напомнят недобросовестным предпринимателям, что в Российской Федерации карается штрафом по ст. 14.4 КоАП РФ. Про репутационные потери тоже не стоит забывать – шумиха в соцсетях способна дойти и до СМИ.
Билеты на поезд по льготе “на места для инвалидов” можно приобрести самостоятельно в кассах РЖД, и дистанционно через официальный сайт. При покупке билета в кассе необходимо предоставить следующие документы:
- паспорт (на него оформляется билет)
- документ, подтверждающий инвалидность (справку МСЭ)
- ИПРА (с отметкой о необходимости использовать кресло-коляску для пассажиров, передвигающихся в кресле-коляске)
При покупке билетов через сайт РЖД, в Личном кабинете заполните поле СНИЛС. По СНИЛС сервис сделает запрос во ФРИ (Федеральный реестр инвалидов), и подтвердит наличие у пассажира инвалидности. Покупка билетов на специальные места для людей с инвалидностью возможна только после того, как система сайта РЖД подтвердит статус “инвалид”.
Льготой может воспользоваться не только сам инвалид, но и его сопровождающий.
Следует отметить, что пассажиры, передвигающиеся в кресле-коляске (на носилках), и их сопровождающие, имеют приоритетное право покупки билетов на поезда дальнего следования (продажи билетов для них открываются раньше, чем для пассажиров с инвалидностью всех категорий.) При этом, если за 10 дней до отправления билет не будет выкуплен пассажиром, передвигающимся в кресле-коляске, то билет сможет купить пассажир с инвалидностью любой формы. Это правило не действует для высокоскоростных поездов «Сапсан».
Несмотря на то, что во всем мире много лет действует Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года) случаи дискриминации туристов с инвалидностью до сих пор происходят по всему миру.
На любимых нашими соотечественниками курортах происходят случаи, когда туристам с инвалидностью отказывают в обслуживании, и пытаются выселить из отеля, вернув уплаченные за оставшиеся дни деньги.
В подобных вопиющих ситуациях, когда турист с инвалидностью может оказаться фактически без жилья в чужой стране – неизвестно есть ли у него средства забронировать номер в другом отеле, и сможет ли он сделать это без посторонней помощи, и вообще сумеет ли найти отель подходящий по доступности, – необходимо следовать нескольким правилам…
Во-первых, нужно понимать, что всё происходит на территории другого государства, и правила в сфере оказания услуг регулируются национальным законодательством данного государства, и могут сильно отличаться от правил, к которым мы привыкли у себя на родине. Следовательно, ещё на стадии планирования поездки следует узнать, ратифицирована ли Конвенция о правах инвалидов в интересующей вас стране, и как это государство обеспечивает исполнение запрета на дискриминацию по признаку инвалидности.
Во-вторых, о возникшей ситуации необходимо оповестить представителя своего турагентства (принимающую сторону). В случае, если бронирование гостиницы производилось самостоятельно через сторонние сервисы, необходимо уведомить сервис. Кроме того, нужно постараться известить руководство отеля о творимом беззаконии, если выселить из отеля пытается менеджер. Может статься, что это личная инициатива отдельно взятого человека.
В-третьих, если спорную ситуацию силами туроператора (сервиса бронирования) урегулировать не получается, то необходимо уведомить представительство РФ (консульство) о постигшей вас проблеме. Именно представительство государства может повлиять на решение конфликта, когда другие рычаги влияния уже использованы.
Полезные статьи туристам с инвалидностью:
Доступное небо для особенных пассажиров
Что такое ситуационная помощь инвалиду?
Право доступа к достопримечательностям: что нужно знать инвалидам